История зарубежных стран
1 августа 1934 г. скончался президент фельдмаршал Гинденбург. Гитлер немедленно объявил, что принимает на себя титул “фюрера и рейхсканцлера”. Он вызвал Бломберга, командующих армией, флотом и авиацией. В кабинете, стоя перед столом Гитлера, под его диктовку, они приняли новую присягу, которая их обязывала беспрекословно служить и подчиняться ему, Адольфу Гитлеру. Не народу и родине, как говорилось в старой присяге, а лично фюреру. Вскоре такую присягу приняли вооруженные силы вплоть до последнего солдата.
Экономический кризис 1929–1933 гг. охватил весь капиталистический мир, особенно США и Германию. В Германии кризис достигает кульминации к 1932 г.: 68 тыс. предприятий терпят крах. Более 6 млн. промышленных рабочих – без работы. Массовые стачки охватывают страну. Повсюду нарастает политическая напряженность. Немецкая национал-социалистическая рабочая партия (НСДАП), как ее для обмана масс именовали фашисты, не делала никаких серьезных попыток для того, чтобы скрыть тот факт, что единственной целью ее участия в политической жизни Германии являлась ликвидация демократического строя Веймарской республики и замена его нацистским тоталитарным режимом, который позволил бы руководителям НСДАП открыто проводить свою политику, не встречая оппозиции.
Процесс смены политической системы в Венгрии отличался от аналогичных процессов в других странах Центральной и Юго-Восточной Европы (ЦВЕ) в первую очередь благодаря благоприятной почве, подготовленной многолетними реформами в рамках прежнего строя. Социалистический строй в Венгрии после 1956 г. еще до начала системной трансформации отличался от режимов других стран ЦВЕ тем, что был наиболее склонным к экономическим, а в конце 80-х годов - и к политическим реформам.
Число ученых, которые в своих работах открыто критиковали политику администрации Клинтона, было невелико. Особенно отчетливо противоречия глобальной стратегии в либеральном варианте, предложенном демократами, проявились при решении проблем безопасности. На это указывали, например, очень авторитетные специалисты по международным отношениям С. Хантингтон и Ч. Мэйнс. Политологи выделяли следующие действия США, которые, по их мнению, свидетельствовали о том, что они ведут себя как гегемон, не желающий считаться с другими странами30:
Новые подходы США к решению проблем безопасности формировались в процессе разработки глобальной стратегии на период после распада биполярного порядка. Обсуждавшиеся в ходе внешнеполитических дискуссий концепции были использованы администрацией Клинтона при подготовке официального документа, известного как «Стратегия национальной безопасности вовлеченности и расширения»17. Представляется необходимым проанализировать предлагавшиеся концепции, так как окончательный документ вобрал в себя разные идеи — приверженцев откровенной гегемонии и сторонников варианта «скрытой» (либеральной) гегемонии, часто отождествляемой с мировым лидерством18.