История зарубежных стран
Новые подходы США к решению проблем безопасности формировались в процессе разработки глобальной стратегии на период после распада биполярного порядка. Обсуждавшиеся в ходе внешнеполитических дискуссий концепции были использованы администрацией Клинтона при подготовке официального документа, известного как «Стратегия национальной безопасности вовлеченности и расширения»17. Представляется необходимым проанализировать предлагавшиеся концепции, так как окончательный документ вобрал в себя разные идеи — приверженцев откровенной гегемонии и сторонников варианта «скрытой» (либеральной) гегемонии, часто отождествляемой с мировым лидерством18.
Одновременно с реализацией натовской стратегии администрация Клинтона внесла основной вклад в создание новой модели урегулирования конфликтов. Теоретическим и практическим полем творчества идеологов-демократов стала бывшая Югославия, кризисы в которой достигли апогея как раз после прихода к власти администрации Клинтона. Отечественные и американские специалисты по международным отношениям отмечали, что если в вопросе расширения НАТО не последнюю роль сыграли лидеры и элиты восточноевропейских стран (а в США – восточноевропейские национальные общины), то в вопросе югославского кризиса важным был западноевропейский фактор.
Североатлантический союз НАТО (North Atlantic Treaty Organization – NATO) был создан в 1949 году в целях создания основы безопасности своих членов. Непосредственной задачей НАТО после подписания Договора в 1949 году было создание эффективной и надежной структуры коллективной обороны государств-членов. В статье 10 Североатлантического договора говорится, что любое европейское государство, способное развивать принципы договора и вносить свой вклад в безопасность Североатлантического региона, может быть приглашено к вступлению в Североатлантический союз [62].
Страны Центральной и Восточной Европы играли и играют особую роль во внешней политике США. Стратегия администрации Рейгана относительно этих стран определялась общими доктринальными положениями внешнеполитического курса США. Реализацию своих планов Белый дом осуществлял через деятельность Национального фонда в поддержку демократии, созданного в 1984 г. по решению конгресса США. Перед ним была поставлена задача стимулировать демократические процессы в государствах Восточной Европы. Американская администрация ориентировала фонд на создание в восточноевропейских странах различных оппозиционных структур: политических партий, свободных профсоюзов, неформальных группировок.
Народы Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) после 1989–1990 годов встали на путь перемен. Теперь перед ними остро встал вопрос: что же дальше? В каком направлении двигаться далее? События «бархатных революций» отражали желание людей воплотить в жизнь надежды на демократизацию общества, непременное улучшение условий жизни. Но в подавляющей своей массе граждане имели самые смутные представления о том, к построению какого общества следует стремиться в обозримом будущем. Ясно было только одно: необходима политическая реформа. Ведь именно на слом прежней однопартийной, командно-административной системы были направлены революционные события.