История зарубежных стран

Расширение НАТО на Восток

Североатлантический союз НАТО (North Atlantic Treaty Organization – NATO) был создан в 1949 году в целях создания основы безопасности своих членов. Непосредственной задачей НАТО после подписания Договора в 1949 году было создание эффективной и надежной структуры коллективной обороны государств-членов. В статье 10 Североатлантического договора говорится, что любое европейское государство, способное развивать принципы договора и вносить свой вклад в безопасность Североатлантического региона, может быть приглашено к вступлению в Североатлантический союз [62].

Усиление американского влияния в Центральной и Восточной Европе

Страны Центральной и Восточной Европы играли и играют особую роль во внешней политике США. Стратегия администрации Рейгана относительно этих стран определялась общими доктринальными положениями внешнеполитического курса США. Реализацию своих планов Белый дом осуществлял через деятельность Национального фонда в поддержку демократии, созданного в 1984 г. по решению конгресса США. Перед ним была поставлена задача стимулировать демократические процессы в государствах Восточной Европы. Американская администрация ориентировала фонд на создание в восточноевропейских странах различных оппозиционных структур: политических партий, свободных профсоюзов, неформальных группировок.

Сходства и различия в государственно-правовом строительстве стран ЦВЕ

Народы Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) после 1989–1990 годов встали на путь перемен. Теперь перед ними остро встал вопрос: что же дальше? В каком направлении двигаться далее? События «бархатных революций» отражали желание людей воплотить в жизнь надежды на демократизацию общества, непременное улучшение условий жизни. Но в подавляющей своей массе граждане имели самые смутные представления о том, к построению какого общества следует стремиться в обозримом будущем. Ясно было только одно: необходима политическая реформа. Ведь именно на слом прежней однопартийной, командно-административной системы были направлены революционные события.

Особенности смены государственного строя в странах ЦВЕ

Распад социалистической системы был неизбежен, но сценарии смены государственного строя зависели от наследия социалистической эпохи. М. В. Карпов в статье «Блеск нищих демократий» [33] пишет о том, что в самом начале 90-х годов в западноевропейской и американской политологической и экономической литературе преобладали пессимистические прогнозы дальнейшего развития государств ЦВЕ. В качестве основных причин для пессимизма называли отсутствие или крайнюю слабость в этих странах таких предпосылок для демократии, как развитая система многопартийности, группы профессиональных политиков, должная степень развитиягражданского общества, эффективность государства, представления о главенстве закона и т.д.

Предпосылки и основные причины распада социалистического лагеря

Проблема предпосылок и конкретно-исторических причин краха в восточноевропейских странах тоталитарной коммунистической системы, несомненно, нуждается в тщательном изучении и осмыслении. Ясно, что предпосылки и причины в этом контексте – не одно и то же. К примеру, длительное пребывание в Восточной Европе вооруженных группировок Советского Союза «сыграло роль своеобразного негативного психологического раздражителя для народов этого региона, явилось немаловажной предпосылкой антикоммунистических революционных событий 1989-1990 гг.» [16].