Внешняя политика Клинтона и глобальная стратегия США - Страница 5

Новые подходы США к решению проблем безопасности формировались в процессе разработки глобальной стратегии на период после распада биполярного порядка. Обсуждавшиеся в ходе внешнеполитических дискуссий концепции были использованы администрацией Клинтона при подготовке официального документа, известного как «Стратегия национальной безопасности вовлеченности и расширения»17. Представляется необходимым проанализировать предлагавшиеся концепции, так как окончательный документ вобрал в себя разные идеи — приверженцев откровенной гегемонии и сторонников варианта «скрытой» (либеральной) гегемонии, часто отождествляемой с мировым лидерством18.

Содержание материала

Представители администрации Клинтона и либеральные политологи, работавшие на нее, также делали акцент на военной мощи США и ее использовании в интересах страны, для поддержания и продления уникального статуса США, устранения существующих и потенциальных угроз. Они также полагали, что коллективизм не исключает свободы США от обязательств перед другими странами и международными организациями и возможность единоличного принятия решений и проведения односторонних акций.

По мнению Д. Эбшайра, эта политика допускала гибкость / маневрирование только для продвижения интересов США, однако при защите жизненно важных американских интересов и при выполнении обязательств перед союзниками гибкость исключалась. В краткосрочной перспективе гибкая политика предусматривала продвижение интересов США в мире и отражение угроз американским интересам. В долгосрочной перспективе- создание наиболее благоприятных условий для существования Соединенных Штатов и обеспечения их глобальных интересов.

Важнейшим элементом глобальной стратегии США провозглашалось укрепление Североатлантического союза, его расширение и превращение в базу новой системы международной безопасности, которая должна была сменить существовавшую в годы холодной войны систему безопасности. Для переключения внимания с расширения НАТО на восток и вытекающих из этого последствий (снижение роли ООН и ОБСЕ) была выдвинута концепция «кооперационной / согласованной безопасности» и объявлена задача создания трансатлантического сообщества26.

Авторы и сторонники этой концепции заявили о ее принципиальном отличии от модели коллективной безопасности времен биполярного противостояния. Как отмечалось выше, главный упрек к старой системе состоял в том, что новые глобальные проблемы безопасности не могли решаться на базе ООН и дипломатии. Они отвергали идею о том, что главным в сфере безопасности по-прежнему остается поддержание баланса между ведущими мировыми державами, к которым помимо США причисляются Россия, Китай, Япония и страны ЕС. Акцент был сделан на том, что большинство развитых государств, или демократические по своему характеру, или находятся на пути к демократии, отношения между ними характеризуются определенной стабильностью. После окончания холодной войны основные угрозы, по их мнению, будут исходить из регионов или стран, не входящих в эту группу. Особое значение приобретают локальные конфликты, которые в век высоких информационных и военных технологий могут перерасти в крупномасштабный региональный или международный конфликт, и тем самым представить угрозу интересам США и/или его союзников.

26 Posen В. and Ross A. Competing Visions for U.S. Grand Strategy // International Security, vol. 21, No. 3 (Winter 1996/97), pp. 23-32.