Как и Й. Анталл он всячески укреплял власть своей канцелярии, во многом дублирующей деятельность кабинета министров, заявлял о необходимости защиты интересов 15 млн. венгров, осуществлял весьма авторитарный стиль руководства.
Все сменявшие друг друга на протяжении последних 10 лет правительства, несмотря на различия политической окраски и взаимную критику, демонстрировали преемственность в проведении практической политики, провозглашали в качестве приоритетных задач создание правового государства, переход к рыночной экономике, основанной на частной собственности, переориентацию внешнеполитических и внешнеэкономических связей на Запад под лозунгом: "Назад в Европу". По всем этим направлениям за минувшее десятилетие достигнуты значительные успехи.
В ходе трансформации в стране сложилась новая система политической власти -парламентская -республика во главе с президентом, но при доминирующей роли премьер-министра. Глава государства - президент избирается парламентом на пятилетний срок с правом повторного переизбрания. Арпад Генц, избранный Президентом Республики в 1990 г. от оппозиционной партии Союза свободных демократов, в 1995 г. был избран на второй срок, неизменно возглавляя рейтинг популярности среди политических лидеров. Должность президента в существующей политической системе Венгрии по сути носит номинальный характер, - "он правит, но не управляет", имея право однократного наложения вето в случае его несогласия с предлагаемым законом.
Доминирующая роль в системе исполнительной власти принадлежит премьер-министру, что является важнейшей чертой венгерского парламентаризма. Премьер-министром становится лидер победившей партии, которого при одновременном принятии и программы правительства по представлению президента избирает парламент.
Премьер-министр представляет министров своего кабинета, которых по его предложению назначает президент. В Конституцию в результате соглашения между ВДФ и ССД накануне выборов 1990 г. был внесен ряд поправок, важнейшей из которых является положение о принципе конструктивного вотума недоверия. Он может быть вынесен только премьер-министру, но не отдельным членам кабинета. Одновременно с постановкой вопроса о вотуме недоверия, должна быть предложена новая кандидатура на пост премьер-министра, что позволяет обеспечить стабильность в деятельности правительства. Отзыв премьера между выборами в парламент крайне затруднен.
Высший орган государственной власти - Государственное собрание избирается каждые 4 года и представляет собой однопалатный парламент, в который входят 386 депутатов. В Венгрии действует смешанная избирательная система: 176 депутатов выбираются в индивидуальных избирательных округах, 152 депутата - по территориальном спискам, включая Будапешт, а 58 депутатов получают мандат в соответствии с долей голосов, отданных по венгерским партийным спискам. Результаты выборов предопределяют выборы президента и правительства.
Важный вывод, который следует из опыта прошедших в Венгрии в 90-х гг. трех избирательных кампаний, - в стране отработан и полностью оправдал себя политический механизм смены власти мирным парламентским путем; новая политическая система, основанная на сбалансированности ветвей власти, устойчива, оппозиция ведет себя в основном конструктивно и цивилизованно. В этом большая заслуга бывшей правящей до 1990 г. Венгерской социалистической партии и тех социалистов-реформаторов, которые начали процесс реформ еще до смены системы.
Другой важный вывод, который можно сделать на опыте посткоммунистической Венгрии, касается положения и политики социалистической партии в условиях перехода к рыночному хозяйству. Когда на выборах в ряде стран Восточной Европы, в частности в Венгрии, победили социалисты, стали говорить о "левом повороте" в ходе системной трансформации. Однако анализ деятельности венгерского правительства с лета 1994 по лето 1998 г., когда в нем преобладали социалисты, свидетельствует о том, что и программу этого правительства и практику ее осуществления трудно назвать социал-демократической в традиционном понимании. В эти годы
84
наблюдался ускоренный процесс приватизации при активном участии иностранного капитала, укрепление основ рыночной экономики, формирование нового класса предпринимателей, радикальная переориентация внешних связей на Запад - интеграция в Евроатлантические структуры - НАТО и Европейский Союз (ЕС). Не просматривалось в эти годы и усиление регулирующей роли государства, в частности, активизация государственной промышленной политики, которую активно проводили ранее социалисты. Происходило сужение сферы социальной защиты населения, увеличение участия иностранного капитала, предпринимались практические шаги по вступлению в НАТО и ЕС. Формальное же вступление в НАТО произошло уже весной 2000 г. при правительстве В. Орбана.
По существу, под "левым поворотом" следует понимать лишь изменение настроения масс, которые, разочаровавшись в политике предыдущего правительства, проголосовали за партию, которая называла себя социалистической.
О трудностях, с которыми социалистическая партия сталкивалась, приходя к власти в 1994 г. в условиях трансформации, лидер ВСП Д. Хорн говорил в одном из своих интервью еще накануне 1994 г. Суть "вызова" заключается в том, что в Венгрии, где по существу происходит строительство капитализма со всеми сопутствующими явлениями, "задачи дня" неизбежно вступают в противоречие с основными ценностями левой партии и традиционными задачами социал-демократии.
Классическая же социал-демократия на Западе, в условиях уже развитого цивилизованного капитализма борется за социальную защиту трудящихся, более справедливое распределение доходов и налогового бремени, т.е. стремится вносить в существующую систему социальные элементы. На той стадии развития, на которой находится Венгрия, социалисты, будучи у власти, были вынуждены осуществлять "задачи капиталистического строительства". При этом реальное экономическое положение страны не позволяло им поддержать даже ту степень социальной защищенности трудящихся, которая существовала раньше. На выборах 2002 г. снова победила ВСП в союзе с ССД.