Преобразования в экономической области
В экономической литературе венгерский опыт последнего десятилетия, как правило, трактуется как пример постепенной трансформации в области экономики в отличие от стран, где трансформационный процесс протекал через осуществление радикальных мер, получивших название шоковых. Однако надо иметь в виду, что постепенность экономических реформ в Венгрии в 90-е годы стала возможна во многом благодаря тому, что, начиная с 1968 г. ее экономика прошла длительный путь довольно радикального для своего времени реформирования, в результате которого административно-командная система управления экономикой была заменена системой экономического регулирования, т.е. управления посредством экономических рычагов или, как их называли в Венгрии, экономических регуляторов: цен, прибыли, заработной платы, отчислений в госбюджет и других мер.
Реформа 1968 г. вынужденно носила ограниченный характер, прежде всего из-за враждебного отношения к ней со стороны соседних стран, особенно бывшего Советского Союза. Не надо забывать, что именно в 1968 г. - в год вступления в действие венгерской реформы - в Чехословакию за провозглашение аналогичных идей были введены войска стран Варшавского договора, что надолго закрыло этой стране путь реформ.
Венгерская реформа 1968 г. имеет историческое значение, так как она продемонстрировала всему миру и прежде всего соседним, бывшим социалистическим странам, что экономикой можно успешно управлять и экономическими методами. Эта реформа создала благоприятную почву для последующего перехода к рыночной трансформации. Прежде всего, благодаря ей в стране сложилось существенно более адекватное рыночным отношениям экономическое мышление, появились навыки
85
решения проблем экономическими, а не административно-командными методами. Все это явилось питательной средой для появления хозяйственных руководителей нового типа, сумевших принять бразды управления предприятиями, банками в сложные 90-е годы, успешно адаптироваться к новым условиям хозяйствования.
Постепенно за годы реформ создавалась инфраструктура рыночного хозяйства. В начале 80-х годов была существенно расширена шкала возможных форм мелкого предпринимательства, положено начало формированию рынка бумаг (1983 г.), проведена реформа банковской системы и создана сеть коммерческих банков (1987 г.). В 1988 г. в стране была проведена налоговая реформа по западному образцу, направленная на упрощение системы налогообложения, перемещение части налогового бремени из сферы производства в сферу обращения путем взимания налога с добавленной стоимости и проведения единого принципа регулирования всех доходов населения. Первой среди стран Центральной и Восточной Европы Венгрия в 1989 г. приняла закон о хозяйственных обществах, который в 1990 г. был дополнен законом о преобразовании предприятий в различные хозяйственные ассоциации и законом об иностранных инвестициях. Эти правовые акты положили начало кардинальному преобразованию отношений собственности, усилению роли иностранного капитала в экономике.
Смена политической системы в Венгрии произошла весной 1990 г. после первых свободных выборов, однако основные цели трансформации были сформулированы еще в рамках прежней системы последним социалистическим правительством во главе с М. Неметом, которое в силу своей политической неангажированности и высокого профессионализма получило в Венгрии и на Западе название правительства экспертов. Оно предложило парламенту антикризисную программу, отражавшую не только официальные взгляды ВСП, но и подходы оппозиционных партий. По сути, в этой программе были сформулированы основные направления экономической трансформации. Они сводились к следующему: активная либерализация механизмов регулирования импорта, цен и заработной платы, резкое сужение государственного вмешательства в хозяйственную сферу; поощрение частного предпринимательства, широкая приватизация государственной собственности; развитие и укрепление институтов рынка (бирж, коммерческих банков, ценных бумаг, антимонопольных мер и т.п.); решительное сокращение государственных расходов, восстановление сбалансированности госбюджета, в первую очередь за счет практически полной ликвидации дотаций нерентабельным предприятиям, а также дотаций к розничным ценам; радикальная перестройка внешнеэкономических связей страны в интересах постепенного подключения к интеграционным процессам в Западной Европе; привлечение иностранного капитала в экономику.
В этой программе, так же как в упоминавшемся выше программном заявлении ВСП 1989 г., по существу был изложен план дальнейшего преобразования экономики страны. "Программа национального обновления", принятая правоконсервативным правительством в сентябре 1990 г., и "Программа перестройки венгерской экономики (Стабилизация и конвертируемость)"2, принятая в апреле 1991 г., являлись по существу как бы продолжением приведенных выше тезисов антикризисной программы М. Немета. Кроме того, в последнем документе фигурировала задача осуществления конвертируемости форинта (первоначально ее планировалось осуществить уже в начале 1993 г., но ухудшившееся положение с внешней сбалансированностью заставило отложить решение этой задачи до 1996 г.), сформулированы основные стабилизационные меры: сокращение темпов инфляции и прекращение спада общественного производства в течение 1991 г., восстановление равновесия платежного баланса.
Первые два года (1991-1992 гг.) правительство считало основной задачей, наряду с улучшением равновесия и сокращением дефицита платежного баланса, борьбу с инфляцией. В интересах этого было намечено всемерное вытеснение монополизма, расширение конкуренции, проведение политики валютного курса, способствующей защите национальной валюты..
----------
2 A nemzeti megujhodas programja. Bp., 1999. A magyar gazdasag atallanak es fejlodesenek programja. Stabi-Iizacio es konvdrttblitas. Bp., 1991.
86