Реформы в Венгрии в 90-е годы XX века - Преобразования в экономической области

Политические преобразования

Процесс смены политической системы в Венгрии отличался от аналогичных про­цессов в других странах Центральной и Юго-Восточной Европы (ЦВЕ) в первую очередь благодаря благоприятной почве, подготовленной многолетними реформами в рамках прежнего строя. Социалистический строй в Венгрии после 1956 г. еще до начала системной трансформации отличался от режимов других стран ЦВЕ тем, что был наиболее склонным к экономическим, а в конце 80-х годов - и к политическим реформам.

Содержание материала

Преобразования в экономической области

В экономической литературе венгерский опыт последнего десятилетия, как пра­вило, трактуется как пример постепенной трансформации в области экономики в отличие от стран, где трансформационный процесс протекал через осуществление радикальных мер, получивших название шоковых. Однако надо иметь в виду, что постепенность экономических реформ в Венгрии в 90-е годы стала возможна во многом благодаря тому, что, начиная с 1968 г. ее экономика прошла длительный путь довольно радикального для своего времени реформирования, в результате которого административно-командная система управления экономикой была заменена системой экономического регулирования, т.е. управления посредством экономических рычагов или, как их называли в Венгрии, экономических регуляторов: цен, прибыли, зара­ботной платы, отчислений в госбюджет и других мер.

Реформа 1968 г. вынужденно носила ограниченный характер, прежде всего из-за враждебного отношения к ней со стороны соседних стран, особенно бывшего Совет­ского Союза. Не надо забывать, что именно в 1968 г. - в год вступления в действие венгерской реформы - в Чехословакию за провозглашение аналогичных идей были введены войска стран Варшавского договора, что надолго закрыло этой стране путь реформ.

Венгерская реформа 1968 г. имеет историческое значение, так как она продемон­стрировала всему миру и прежде всего соседним, бывшим социалистическим странам, что экономикой можно успешно управлять и экономическими методами. Эта ре­форма создала благоприятную почву для последующего перехода к рыночной транс­формации. Прежде всего, благодаря ей в стране сложилось существенно более адекватное рыночным отношениям экономическое мышление, появились навыки

85

решения проблем экономическими, а не административно-командными методами. Все это явилось питательной средой для появления хозяйственных руководителей нового типа, сумевших принять бразды управления предприятиями, банками в сложные 90-е годы, успешно адаптироваться к новым условиям хозяйствования.

Постепенно за годы реформ создавалась инфраструктура рыночного хозяйства. В начале 80-х годов была существенно расширена шкала возможных форм мелкого предпринимательства, положено начало формированию рынка бумаг (1983 г.), про­ведена реформа банковской системы и создана сеть коммерческих банков (1987 г.). В 1988 г. в стране была проведена налоговая реформа по западному образцу, направ­ленная на упрощение системы налогообложения, перемещение части налогового бремени из сферы производства в сферу обращения путем взимания налога с добав­ленной стоимости и проведения единого принципа регулирования всех доходов насе­ления. Первой среди стран Центральной и Восточной Европы Венгрия в 1989 г. приняла закон о хозяйственных обществах, который в 1990 г. был дополнен законом о преобразовании предприятий в различные хозяйственные ассоциации и законом об иностранных инвестициях. Эти правовые акты положили начало кардинальному преобразованию отношений собственности, усилению роли иностранного капитала в экономике.

Смена политической системы в Венгрии произошла весной 1990 г. после первых свободных выборов, однако основные цели трансформации были сформулированы еще в рамках прежней системы последним социалистическим правительством во главе с М. Неметом, которое в силу своей политической неангажированности и высокого профессионализма получило в Венгрии и на Западе название прави­тельства экспертов. Оно предложило парламенту антикризисную программу, отра­жавшую не только официальные взгляды ВСП, но и подходы оппозиционных партий. По сути, в этой программе были сформулированы основные направления эконо­мической трансформации. Они сводились к следующему: активная либерализация механизмов регулирования импорта, цен и заработной платы, резкое сужение госу­дарственного вмешательства в хозяйственную сферу; поощрение частного предпри­нимательства, широкая приватизация государственной собственности; развитие и ук­репление институтов рынка (бирж, коммерческих банков, ценных бумаг, анти­монопольных мер и т.п.); решительное сокращение государственных расходов, восста­новление сбалансированности госбюджета, в первую очередь за счет практически полной ликвидации дотаций нерентабельным предприятиям, а также дотаций к роз­ничным ценам; радикальная перестройка внешнеэкономических связей страны в инте­ресах постепенного подключения к интеграционным процессам в Западной Европе; привлечение иностранного капитала в экономику.

В этой программе, так же как в упоминавшемся выше программном заявлении ВСП 1989 г., по существу был изложен план дальнейшего преобразования экономики страны. "Программа национального обновления", принятая правоконсервативным правительством в сентябре 1990 г., и "Программа перестройки венгерской экономики (Стабилизация и конвертируемость)"2, принятая в апреле 1991 г., являлись по суще­ству как бы продолжением приведенных выше тезисов антикризисной программы М. Немета. Кроме того, в последнем документе фигурировала задача осуществления конвертируемости форинта (первоначально ее планировалось осуществить уже в на­чале 1993 г., но ухудшившееся положение с внешней сбалансированностью заставило отложить решение этой задачи до 1996 г.), сформулированы основные стабили­зационные меры: сокращение темпов инфляции и прекращение спада общественного производства в течение 1991 г., восстановление равновесия платежного баланса.

Первые два года (1991-1992 гг.) правительство считало основной задачей, наряду с улучшением равновесия и сокращением дефицита платежного баланса, борьбу с инфляцией. В интересах этого было намечено всемерное вытеснение монополизма, расширение конкуренции, проведение политики валютного курса, способствующей защите национальной валюты..

----------

2 A nemzeti megujhodas programja. Bp., 1999. A magyar gazdasag atallanak es fejlodesenek programja. Stabi-Iizacio es konvdrttblitas. Bp., 1991.

86