В целях обеспечения успешной реализации намеченных целей в 1990-1992 гг. происходила интенсивная законотворческая деятельность по созданию институциональной и правовой базы рыночного хозяйства. В эти годы были приняты: закон об установлении цен (1990), который ограничил до необходимого минимума сферу государственного воздействия на цены; закон о недобросовестном поведении на рынке (1991), направленный против монополизма продавца-производителя (закон о конкуренции); закон об эмиссионном банке, финансовых институтах. Был принят также ряд законов, регулировавших процедуры приватизации, в частности, деятельность Государственного имущественного агентства (ГИА) и управление относящимся к нему имуществом, закон о малой "предварительной приватизации", укреплявших централизованный характер приватизации.
В январе 1990 г. был принят закон об открытом выпуске и обращении ценных бумаг, а также о фондовой бирже. В настоящее время Будапештская фондовая биржа по показателю своей капитализации находится на уровне развитых стран.
В 1991 г. был принят закон о банкротстве, вступивший в силу с 1 января 1992 г. В отличие от ряда восточноевропейских стран, пытавшихся сдержать рост неплатежей путем санации, выделения льготных кредитов и пр., в Венгрии приняли весьма жесткий закон о процедуре банкротства, ликвидации хозяйственных организаций и окончательном расчете. Вместе с законом о финансовых институтах и законом об отчетности они означали для предприятий либо приспособление к жестким условиям рынка, либо прекращение их существования. Оказав на первых порах шоковое воздействие на предпринимательскую сферу и усилив влияние трансформационного спада, в дальнейшем действие закона о банкротстве привело в целом к улучшению финансового положения предприятий и решению проблемы неплатежей.
Таким образом, в 1990-1992 гг. были созданы правовое поле и институциональная система, в рамках и на основе которых происходило становление рыночного хозяйства. Это явилось очень важным этапом, определившим со стороны государства правила игры в ходе развития трансформационного процесса. Многие венгерские экономисты в начале 90-х годов подчеркивали, что несмотря на большую по сравнению с другими странами региона продвинутость Венгрии к рынку, ее переход к рыночному хозяйству не может быть осуществлен путем "большого скачка", что это процесс, для которого должны быть подготовлены экономические и институциональные предпосылки. Тогда это вывод признавался и рядом западных экономистов, напуганных разрушительными последствиями чрезмерно радикальных мер в ряде стран Восточной Европы и России. В частности, Ж. Аттали, тогдашний президент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), в марте 1992 г. заявил: "Надо заставить понять восточноевропейские страны, что реформы не могут быть осуществлены с наскока. Сначала надо создать необходимую институциональную систему, что и делалось в Венгрии с 1968 г."3.
Либерализация экономической жизни в Венгрии, как уже отмечалось выше, растянулась на четверть века. К 1990 г. были либерализированы: импорт - на 90%, цены -на 92%; в 1992 г. было отменено государственное регулирование заработной платы. Постепенность этого процесса обеспечила целый ряд положительных результатов. В частности, удалось предотвратить всплеск инфляции, сохранить ее управляемость. Норма инфляции, выражавшаяся с 1988 г. двузначными величинами, достигла своего пика в 1991 г. - 35%. В последние годы она постепенно снижалась (исключение 1995 г. - 28,2%) и в 1999 г. опустилась до 10%4.
---
3 N?pszabads?g, 1992, m?ra 7.
4 MNB. ?ves jelent?s 1997. 234-237 old.; Magyar statisztikai zsebk?nyv, 150. old.
87