Приватизация
Успехи стабилизации происходили одновременно с интенсивным осуществлением трансформационных процессов. В течение 90-х годов по существу был завершен такой важнейший трансформационный процесс, радикально изменивший общественно-политический и экономический облик страны, как приватизация. В официальных венгерских документах под приватизацией понимается передача государственной собственности в руки частных как отечественных, так и иностранных собственников на рыночных условиях (т.е. на возмездной основе).
Приватизация началась еще в 1989 г., ее пик пришелся на 1995-1997 гг., когда было реализовано около 60% всей собственности, приватизированной за 1990-1999 гг. Отличительной чертой этого процесса был ее преимущественно платный, денежный характер. К середине 1994 г. степень приватизации достигла около 50%, причем доля национальной частной собственности составляла уже 25-30%, а иностранной 15-20%10. В том же году приватизационный процесс замедлился, поскольку на руках у государства оставались в основном предприятия ключевых отраслей венгерской экономики (энергетика, металлургия, тяжелая химия, монополии в области транспорта) и крупные |5анки, приватизация которых была не по силам отечественным пред-прйнимателямхввиду отсутствия у них достаточных капиталов. Дальнейшее проведение приватизации требовало принятия серьезных политических шагов.
---
8 N?pszabads?g, 1999, oki., 8; 2(ХЮ, jun., 30.
9 MNB. Jelent?s az infl?ci? alakul?s?r?l. 20(X). szept.
10 N?pszabads?g, 1994, nov., 30.
89
Пришедшее к власти летом 1994 г. социал-либеральное правительство во главе с социалистами, взяло курс на ускоренную приватизацию при активном участии иностранного капитала, но с сохранением льгот для отечественного менеджмента и работников. Законом о приватизации, принятым в мае 1995 г., определялись задачи, условия и механизм приватизации. Ставилась цель, чтобы иностранные инвесторы, как правило, транснациональные компании, вкладывали дополнительные средства в приватизируемые предприятия и банки. Начался процесс приватизации энергетического комплекса, телекоммуникационного концерна и крупнейших коммерческих банков. Доходы от приватизации стали важнейшим источником пополнения государственной казны и были направлены на решение важнейших народнохозяйственных задач. Так, только за один рекордный в истории венгерской приватизации год -1995 - государство получило около 4,5 млрд. долл., которые пошли на сокращение внешнего долга, удавкой висевшего на экономике страны.
В 1997 г. массовая приватизация в основном была завершена. Из двух тысяч достаточно значительных предприятий, находившихся на балансе государства, в его собственности на конец 1998 г. осталось лишь 218. От продажи собственности государство получило около 11 млрд. долл. Полностью были приватизированы такие отрасли, как фармацевтическая, химическая, табачная, предприятия по транспортировке нефти и газа, розничная торговля, пищевая промышленность11.
Оценивая результаты венгерской приватизации с учетом последних лет, следует отметить очень высокую, даже по европейским масштабам, долю иностранного капитала в экономике страны. Она составляет около 60% в обрабатывающей промышленности, примерно треть в энергетическом секторе и более 60% в банковском секторе12.
Многие оппоненты такого направления венгерской приватизации высказывали опасения, что продажа стратегически важных отраслей в руки иностранного капитала может поставить под угрозу национальную экономическую безопасность страны. Однако венгерское руководство считает, что венгерская законодательная база дает возможность защиты государственных интересов. К тому же в условиях Венгрии, где до 80% энергоресурсов обеспечивается за счет импорта, и без приватизации создается высокая степень зависимости страны от внешнего рынка. Кроме того, считается, что участие западного капитала в промышленности и банковском деле создает благоприятные условия для более тесной интеграции Венгрии в западноевропейские структуры накануне вступления в ЕС.
В то время, как социал-либеральное правительство считало, что приватизация в основном завершена, пришедшее к власти весной 1998 г. правительство В. Орбана приняло решение о ее продолжении. В 2000 г. государство рассчитывало получить от приватизации доходы в размере 100-140 млрд. форинтов. Хотя государственный сектор в 2000 г. во много раз меньше, чем 10 лет назад, его роль еще достаточно велика. В настоящее время полностью или частично в руках государства находятся такие важные фирмы, как монопольное предприятие в области энергетики "МВМ", Венгерская почта, железные дороги "МАВ", Пакшская АЭС, Венгерское речное пароходство "МАХАРТ", крупнейшая нефтегазовая фирма "МОЛ", авиационная фирма "МАЛЕВ", ряд предприятий химической и оборонной промышленности, аграрные объединения, лесные хозяйства, научно-исследовательские институты и пр. Однако, несмотря на то, что правительство В. Орбана провозгласило продолжение приватизации, процесс практически приостановился. Подготовка выше перечисленных фирм к приватизации шла медленно, при- этом экспертами отмечалось отсутствие у государства действенных механизмов контроля за эффективным управлением госактивами, т.е. за рентабельной деятельностью госпредприятий.
--------
11 N?pszabads?g, 2000, Jan., 20.
12 A hitelint?zeti rendszer 1999, ?vi teve'kenys?ge. Bp., 2000. angusztus, 17 old.
90