Крейзауский кружок

Кроме группы Штауффенберга, демократическое крыло заговора представляла группа, которой руководил граф Гельмут фон Мольтке. Группа вначале собиралась в Крейзау – имении Мольтке, а в дальнейшем – в доме Йорка фон Вартенбурга в Берлине. Крейзауский кружок занимался разработкой на христианско-гуманистической основе планов преобразования Германии после свержения Гитлера, которое большинство членов кружка считали обеспеченным лишь в результате победы союзников.

Ядро кружка составляли прогрессивно и антифашистски настроенные офицеры и чиновники: сам Мольтке, Йорк фон Вартенбург, Ганс Бернд фон Хефтен, Тротт цу Зольц, Пельхау и более консервативно мыслящие Теодор Штельцер и Фриц фон Шулленбург.

Через последнего поддерживал связь с кружком бывший посол в Советском Союзе Вернер фон дер Шулленбург.

Помимо этих офицеров и чиновников к Крейзаускому кружку примыкали правые социал-демократические функционеры, антикоммунисты Мирендорф, Хаубах, Хенк, Дарендорф и др. Тесные связи с кружком поддерживала также группа левых социал-демократов – Лейшнер, Лебер, Рейхвейн, выступавшие за сотрудничество с коммунистами и за проведение широких демократических реформ в Германии. Наконец, к кружку Крейзай присоединились консервативно настроенные церковные деятели, представители политического клерикализма Дельп, Герстмайер, священники Реш и Кениг и другие.

Таким образом, в Крейзауском кружке объединились самые разнородные элементы. В составе кружка (членами его были свыше 20 человек) были представители разных классов, партий и слоев населения. Отнюдь не всех его участников можно назвать последовательными антифашистами и демократами. Но консервативно и реакционно настроенные деятели были в кружке в меньшинстве. Руководящие позиции занимали деятели, выступавшие сторонниками создания демократической республики в Германии. Они разработали программу и план действий кружка [1].

Мольтке был человеком обширных знаний в области государственного права, философии, социологии, блестящим оратором, страстным противником идеологии и практики фашизма. Это обеспечило ему руководящую роль в кружке Крейзау.

Свои взгляды на демократию участники кружка изложили в документе, озаглавленном «Принципы переустройства Германии». В нем говорилось: «Растоптанное право должно быть восстановлено и должно лечь в основу всей жизни... Будет обеспечена свобода совести и свобода вероисповедания. Все существующие ныне законы и распоряжения, которые противоречат этому, немедленно отменяются» [2].

Оценивая экономическую программу кружка Крейзау, Герхард Риттер указывал, что она «возникла под влиянием социалистических идей» и по существу была направлена на создание централизованной экономики, находящейся под государственным контролем. По его мнению, основной темой встреч в имении Мольтке была выработка «планов социальной реформы и преодоления классовых противоречий» [3].

В целом воззрения руководителей кружка Крейзау можно определить как расплывчатый «христианский социализм». В нем причудливо сочетались социалистические идеи с утопическими представлениями о путях переустройства общества путем «морального возрождения» [4]. Но в целом взгляды, проповедовавшиеся большинством участников совещаний в имении Мольтке, дают программу демократического обновления Германии на путях антифашистского переворота. Вот почему эти взгляды были встречены в штыки руководителями реакционного крыла заговора, главным образом Герделером.

См.: Заговор 20 июля 1944 года в Германии

[1] Мельников Д. Е. Заговор 20 июля 1944 г. в Германии. – М., 1965.С. 154-155.
[2] Мельников Д. Е. Заговор 20 июля 1944 г. в Германии. – М., 1965. С. 159.
[3] Там же. С. 162.
[4] Мельников Д. Е. Заговор 20 июля 1944 г. в Германии. – М., 1965. С. 163.