Югославия на рубеже 20 и 21 века - Экономические и политические реформы

Природа Югославского кризиса

В конце XX в. распались три государства: СССР, СФРЮ и ЧССР. Народы этих стран не сумели до конца воспользоваться плодами победы над фашизмом. Они вошли в состав единого "социалистического содружества", глубоко интегрировали свою экономику, заняли достойное место в международных делах. Выступив пионе­рами грандиозного социального эксперимента, попытались реализовать в государст­венной практике идеалы социализма. Потерпев неудачу и разочаровавшись в них, они почти одновременно свернули на другую дорогу.

Содержание материала

Экономические и политические реформы

В Югославии значительно раньше, чем в других социалистических странах Цент­ральной Европы - еще в 50-х годах - имело место самоуправление предприятий, что изначально предполагало косвенное регулирование их деятельности экономичес­кими методами. Самоуправление, самоокупаемость и самофинансирование были провозглашены основными принципами хозяйствования. Задача центра состояла в том, чтобы обеспечить такие экономические условия, которые заинтересовали бы самоуправляющиеся единицы в достижении народнохозяйственных целей. Предпола­галось, что такая модель управления будет способствовать развитию рынка. Но сфор­мировать полноценный рынок не удалось, как не удалось и создать эффективные инструменты управления народным хозяйством. Пожалуй, лишь при правительстве Анте Марковича в 1988-1990 гг., ставшем символом экономической реформы, Юго­славия приступила к проведению самых радикальных преобразований по сравнению со всеми предыдущими. Так, первой из стран Восточной Европы она попыталась ввести конвертируемую валюту. Тогда резко снизились темпы инфляции и сокра­тилась внешняя задолженность. Опираясь на установление равенства всех форм собственности - общественной, смешанной и частной, - правительство Марковича перешло к созданию системы так называемого интегрированного рынка, т.е. рынка товаров, средств производства, рабочей силы, информации и валюты.

Одним из путей оживления экономики, привлечения иностранного капитала и смяг­чения проблемы безработицы явилось решение дать возможность частным лицам от­крывать собственные предприятия. Частные предприятия, которые могут создавать не только югославы, но и иностранные граждане, действуют во всех отраслях народного хозяйства, причем с частного сектора сняты любые ограничения на размер средств производства, количество наемных рабочих и на величину капитала. После долгих лет ориентации на строительство предприятий-гигантов было принято ре­шение о поощрении создания в первую очередь малых и средних предприятий. Уже через два года, в 1992 г., было зарегистрировано 37 866 малых и средних предприятий. Югославские предприниматели получили под их развитие из фонда развития Европейской ассоциации торговли (ЕАСТ) за пять лет 100 млн. долларов.

В 1990 г. кабинет Марковича разработал программу очередного этапа реформы, которая была направлена на осуществление приватизации общественной собственнос­ти и общественного капитала и перехода их в собственность непосредственных про­изводителей. Перед приватизацией были поставлены задачи: обеспечить большую эф­фективность, конкуренцию и больший потребительский выбор; возвратить народу и бывшим собственникам отнятое бюрократией богатство, чтобы все или почти все ста­ли собственниками. Причем это следовало делать сразу и на бесплатной и равной основе.

Если первая задача была конструктивна и потому заслуживает внимания, то вторая имела оттенок политический. Считалось, что в новых, созданных в результате при­ватизации условиях государство уже не будет нести ответственность за убыточные предприятия, которых не мало в стране и, соответственно, перестанет быть субъ­ектом социальных конфликтов. Предполагалось также, что увеличатся поступления в госбюджет от приватизированных фирм. По закону о так называемом общественном капитале получить право на собственность могли югославские и иностранные парт­неры, независимо от того, касается ли это земли, домов или предприятий. Последние должны были выпускать акции. Согласно закону, стоимость каждого предприятия оп­ределялась в денежном выражении и переводилась в акции, которые работники могли выкупать в течение 10 лет. Всем предприятиям предоставлялось право продавать собственность своим рабочим и лицам, которые прежде были заняты на этом предприятии, а также любым другим трудящимся, работавшим в общественном сек­торе народного хозяйства, в частности и пенсионерам через пенсионные фонды.

Учитывая низкий жизненный уровень трудящихся, правительство приняло решение продавать им акции со скидкой: так, работнику того или иного предприятия или ранее работавшему на нем предоставлялась скидка за каждый год работы в размере до 2% от стоимости акции, а максимальная сумма, по которой работник мог выкупить акции предприятия, не должна была превышать его оклада за три года.

В 1991-1996 гг. произошел полный разрыв с прошлым: социализмом, самоуправле­нием.

Многопартийная система возникла в СРЮ тоже в самом начале 90-х годов. От­личительной особенностью Сербии от многих стран Восточной Европы является то, что Союз коммунистов Югославии видоизменился, создал на своей основе новую политическую партию социалистической ориентации - Социалистическую партию Сербии (СПС) и остался у власти. СПС, провозглашая Сербию как социалистическую республику, выступала за реформу политической системы, за свободу печати, право на труд, на бесплатное образование и здравоохранение, пенсионное обеспечение. Она выступала и выступает за рыночную экономику и приватизацию, сохраняет идеи на­родного самоуправления. Председателем СПС стал Слободан Милошевич.

С. Милошевич родился в 1941 г. в г. Пожаревац (Сербия). Отец его был священ­ником. Закончив университет, С. Милошевич работал на разных должностях в Союзе коммунистов Югославии, затем в 1986 г. был избран председателем ЦК СКЮ Сербии. С 1989 по 1990 г. был председателем Президиума Сербии, а с 1990 г. по 2000 г. был президентом СРЮ. Для укрепления своей власти использовал идеи национализма и объединения сербов в единое государство. Однако начиная с 1994 г. проявился его отход от идей национализма, что стало ясно, когда он дал согласие на установление блокады на границе с Боснией и Герцеговиной, а вскоре "сдал" Хорватии Сербскую Крайну. Новая позиция лидера страны внесла раскол в СПС. За годы своего правле­ния С. Милошевич не смог решить ни одной ключевой политической, экономической или социальной проблемы.

Первой оппозиционной партией, сформировавшейся в Сербии, было Сербское на­родное обновление (СНО), впоследствии на его основе было создано еще около 20 оп­позиционных партий. Лидером движения обновления стал писатель и политик Бук Драшкович. Он был депутатом Скупщины, а также входил в правительство СРЮ в должности заместителя премьер-министра. Неустойчивость его политических взгля­дов негативно сказывалась на единстве оппозиционных сил страны.

Создание Сербской радикальной партии (СРП) связано с именем Воислава Шешеля - тоже известного политика в Сербии. В. Шешель, как и В. Драшкович, был за­местителем премьер-министра правительства Сербии в конце 1990-х годов, но вскоре ушел в отставку, так как возражал против досрочных выборов в Скупщину, пред­ложенных С. Милошевичем в 2000 г. В. Шешель был и остался умеренным нацио­налистом, стремящимся к объединению всех сербских земель и разграничению с мусульманами и хорватами.

В 1990 г. была создана Демократическая партия (ДП). Ее руководителем до 1994 г. был профессор Д. Мичунович. Из этой партии вышел нынешний президент СРЮ В. Коштуница, создавший позже Демократическую партию Сербии. Это одна из самых популярных оппозиционных партий в стране. Организаторы этой партии провозгла­сили ее некоммунистической, стоящей в оппозиции к "новоиспеченным социалистам". ДП выступает за равноправное положение всех политических субъектов, экономи­ческую свободу, предпринимательство, социальные права и гарантии. Демократи­ческую партию представляли наиболее известные интеллектуалы страны, поэтому в народе ее называют "профессорской". Нынешний лидер Демократической партии -Зоран Джинджич. На президентских выборах 2000 г. он отказался от самостоятель­ного выдвижения, поскольку не мог рассчитывать на успех. Его популярность за последние годы сильно упала. 3. Джинджич скомпрометировал себя тем, что, будучи военнообязанным, во время войны в Косово скрывался. Кроме того, считается, что у него тесные связи с Западом.

В ноябре 1996 г. проходили выборы в союзный парламент и местные органы власти. Четыре оппозиционные партии Сербии - Демократическая партия, Демо­кратическая партия Сербии, Сербское движение обновления и Гражданский союз Сербии объединились, образовав блок "Вместе". Главной их задачей была победа на выборах и устранение С. Милошевича. И если в Белграде его партия на выборах победила, то в 14 крупнейших городах Сербии победили представители оппозицион­ного блока "Вместе". Результаты выборов в этих городах были поставлены феде­ральными властями под сомнение. Тогда оппозиция вывела на улицы сотни тысяч людей. К ним присоединились белградские студенты, которые действовали самостоя­тельно, без поддержки какой-либо партии.