Экономические и политические реформы
В Югославии значительно раньше, чем в других социалистических странах Центральной Европы - еще в 50-х годах - имело место самоуправление предприятий, что изначально предполагало косвенное регулирование их деятельности экономическими методами. Самоуправление, самоокупаемость и самофинансирование были провозглашены основными принципами хозяйствования. Задача центра состояла в том, чтобы обеспечить такие экономические условия, которые заинтересовали бы самоуправляющиеся единицы в достижении народнохозяйственных целей. Предполагалось, что такая модель управления будет способствовать развитию рынка. Но сформировать полноценный рынок не удалось, как не удалось и создать эффективные инструменты управления народным хозяйством. Пожалуй, лишь при правительстве Анте Марковича в 1988-1990 гг., ставшем символом экономической реформы, Югославия приступила к проведению самых радикальных преобразований по сравнению со всеми предыдущими. Так, первой из стран Восточной Европы она попыталась ввести конвертируемую валюту. Тогда резко снизились темпы инфляции и сократилась внешняя задолженность. Опираясь на установление равенства всех форм собственности - общественной, смешанной и частной, - правительство Марковича перешло к созданию системы так называемого интегрированного рынка, т.е. рынка товаров, средств производства, рабочей силы, информации и валюты.
Одним из путей оживления экономики, привлечения иностранного капитала и смягчения проблемы безработицы явилось решение дать возможность частным лицам открывать собственные предприятия. Частные предприятия, которые могут создавать не только югославы, но и иностранные граждане, действуют во всех отраслях народного хозяйства, причем с частного сектора сняты любые ограничения на размер средств производства, количество наемных рабочих и на величину капитала. После долгих лет ориентации на строительство предприятий-гигантов было принято решение о поощрении создания в первую очередь малых и средних предприятий. Уже через два года, в 1992 г., было зарегистрировано 37 866 малых и средних предприятий. Югославские предприниматели получили под их развитие из фонда развития Европейской ассоциации торговли (ЕАСТ) за пять лет 100 млн. долларов.
В 1990 г. кабинет Марковича разработал программу очередного этапа реформы, которая была направлена на осуществление приватизации общественной собственности и общественного капитала и перехода их в собственность непосредственных производителей. Перед приватизацией были поставлены задачи: обеспечить большую эффективность, конкуренцию и больший потребительский выбор; возвратить народу и бывшим собственникам отнятое бюрократией богатство, чтобы все или почти все стали собственниками. Причем это следовало делать сразу и на бесплатной и равной основе.
Если первая задача была конструктивна и потому заслуживает внимания, то вторая имела оттенок политический. Считалось, что в новых, созданных в результате приватизации условиях государство уже не будет нести ответственность за убыточные предприятия, которых не мало в стране и, соответственно, перестанет быть субъектом социальных конфликтов. Предполагалось также, что увеличатся поступления в госбюджет от приватизированных фирм. По закону о так называемом общественном капитале получить право на собственность могли югославские и иностранные партнеры, независимо от того, касается ли это земли, домов или предприятий. Последние должны были выпускать акции. Согласно закону, стоимость каждого предприятия определялась в денежном выражении и переводилась в акции, которые работники могли выкупать в течение 10 лет. Всем предприятиям предоставлялось право продавать собственность своим рабочим и лицам, которые прежде были заняты на этом предприятии, а также любым другим трудящимся, работавшим в общественном секторе народного хозяйства, в частности и пенсионерам через пенсионные фонды.
Учитывая низкий жизненный уровень трудящихся, правительство приняло решение продавать им акции со скидкой: так, работнику того или иного предприятия или ранее работавшему на нем предоставлялась скидка за каждый год работы в размере до 2% от стоимости акции, а максимальная сумма, по которой работник мог выкупить акции предприятия, не должна была превышать его оклада за три года.
В 1991-1996 гг. произошел полный разрыв с прошлым: социализмом, самоуправлением.
Многопартийная система возникла в СРЮ тоже в самом начале 90-х годов. Отличительной особенностью Сербии от многих стран Восточной Европы является то, что Союз коммунистов Югославии видоизменился, создал на своей основе новую политическую партию социалистической ориентации - Социалистическую партию Сербии (СПС) и остался у власти. СПС, провозглашая Сербию как социалистическую республику, выступала за реформу политической системы, за свободу печати, право на труд, на бесплатное образование и здравоохранение, пенсионное обеспечение. Она выступала и выступает за рыночную экономику и приватизацию, сохраняет идеи народного самоуправления. Председателем СПС стал Слободан Милошевич.
С. Милошевич родился в 1941 г. в г. Пожаревац (Сербия). Отец его был священником. Закончив университет, С. Милошевич работал на разных должностях в Союзе коммунистов Югославии, затем в 1986 г. был избран председателем ЦК СКЮ Сербии. С 1989 по 1990 г. был председателем Президиума Сербии, а с 1990 г. по 2000 г. был президентом СРЮ. Для укрепления своей власти использовал идеи национализма и объединения сербов в единое государство. Однако начиная с 1994 г. проявился его отход от идей национализма, что стало ясно, когда он дал согласие на установление блокады на границе с Боснией и Герцеговиной, а вскоре "сдал" Хорватии Сербскую Крайну. Новая позиция лидера страны внесла раскол в СПС. За годы своего правления С. Милошевич не смог решить ни одной ключевой политической, экономической или социальной проблемы.
Первой оппозиционной партией, сформировавшейся в Сербии, было Сербское народное обновление (СНО), впоследствии на его основе было создано еще около 20 оппозиционных партий. Лидером движения обновления стал писатель и политик Бук Драшкович. Он был депутатом Скупщины, а также входил в правительство СРЮ в должности заместителя премьер-министра. Неустойчивость его политических взглядов негативно сказывалась на единстве оппозиционных сил страны.
Создание Сербской радикальной партии (СРП) связано с именем Воислава Шешеля - тоже известного политика в Сербии. В. Шешель, как и В. Драшкович, был заместителем премьер-министра правительства Сербии в конце 1990-х годов, но вскоре ушел в отставку, так как возражал против досрочных выборов в Скупщину, предложенных С. Милошевичем в 2000 г. В. Шешель был и остался умеренным националистом, стремящимся к объединению всех сербских земель и разграничению с мусульманами и хорватами.
В 1990 г. была создана Демократическая партия (ДП). Ее руководителем до 1994 г. был профессор Д. Мичунович. Из этой партии вышел нынешний президент СРЮ В. Коштуница, создавший позже Демократическую партию Сербии. Это одна из самых популярных оппозиционных партий в стране. Организаторы этой партии провозгласили ее некоммунистической, стоящей в оппозиции к "новоиспеченным социалистам". ДП выступает за равноправное положение всех политических субъектов, экономическую свободу, предпринимательство, социальные права и гарантии. Демократическую партию представляли наиболее известные интеллектуалы страны, поэтому в народе ее называют "профессорской". Нынешний лидер Демократической партии -Зоран Джинджич. На президентских выборах 2000 г. он отказался от самостоятельного выдвижения, поскольку не мог рассчитывать на успех. Его популярность за последние годы сильно упала. 3. Джинджич скомпрометировал себя тем, что, будучи военнообязанным, во время войны в Косово скрывался. Кроме того, считается, что у него тесные связи с Западом.
В ноябре 1996 г. проходили выборы в союзный парламент и местные органы власти. Четыре оппозиционные партии Сербии - Демократическая партия, Демократическая партия Сербии, Сербское движение обновления и Гражданский союз Сербии объединились, образовав блок "Вместе". Главной их задачей была победа на выборах и устранение С. Милошевича. И если в Белграде его партия на выборах победила, то в 14 крупнейших городах Сербии победили представители оппозиционного блока "Вместе". Результаты выборов в этих городах были поставлены федеральными властями под сомнение. Тогда оппозиция вывела на улицы сотни тысяч людей. К ним присоединились белградские студенты, которые действовали самостоятельно, без поддержки какой-либо партии.