Югославия на рубеже 20 и 21 века - Экономика 1990-х годов

Природа Югославского кризиса

В конце XX в. распались три государства: СССР, СФРЮ и ЧССР. Народы этих стран не сумели до конца воспользоваться плодами победы над фашизмом. Они вошли в состав единого "социалистического содружества", глубоко интегрировали свою экономику, заняли достойное место в международных делах. Выступив пионе­рами грандиозного социального эксперимента, попытались реализовать в государст­венной практике идеалы социализма. Потерпев неудачу и разочаровавшись в них, они почти одновременно свернули на другую дорогу.

Содержание материала

Экономика 1990-х годов

Уровень унаследованной от прошлого внешней задолженности и валютного долга перед своим населением, дефицит платежного баланса, дефицит общественного по­требления достигли в стране таких размеров, что без значительного притока нового зарубежного капитала невозможно сохранить макроэкономическую стабильность и провести радикальную экономическую реформу, перевести экономику на путь эко­номического роста.

Без вступления в международные финансовые и торговые организации и без за­ключения региональных соглашений в Европе СРЮ не имеет ни экономического, ни политического будущего.

Экономическая изоляция Югославии и потеря рынков прежних югославских республик привели народное хозяйство страны к тяжелой ситуации. Так, обществен­ный продукт после введения санкций с 30 мая 1992 г. сократился больше чем на 30%, промышленное производство уменьшилось на 60%, занятость населения сокращена на 26%, число безработных в конце 1997 г. достигло 795 тыс. человек, что составило 25,6% всего трудоспособного населения. В результате блокады внешняя торговля поч­ти приостановилась, и потому каждый год внешнеторговый дефицит составлял около 2 млрд. долл. В то же время невероятно выросла инфляция в 1992, 1993 и 1999 гг., составляя миллионы и миллиарды процентов. Этого никогда не наблюдалось в экономической истории мира. Сербия приняла у себя 700 тыс. беженцев, ранее про­живавших в других бывших республиках. Бомбежки разрушили Сербию и Косово (5). Все это создало чрезвычайно тяжелую ситуацию в стране.

Инфляция являлась константой экономики Югославии в течение 20 лет, но из-под контроля она вышла в начале 90-х годов, когда страна оказалась в экономической блокаде. Источником гиперинфляции стал огромный дефицит бюджета, покрывав­шийся эмиссией банка. Проведенная в ноябре 1993 г. деноминация, в результате кото­рой 1 новый динар стал равен 1 млн. старых динаров, не дала ожидавшегося результа­та. В 1993 г. динар почти перестал быть платежным и расчетным средством, станки не успевали печатать деньги, а на многих предприятиях зарплата выплачивалась еже­дневно.

В такой ситуации группой белградских экономистов в 1994 г. была разра­ботана программа "Реконструкция монетарной системы и стратегия экономи­ческого оздоровления Югославии", руководителем которой стал опытный экономист, председатель Народного банка Драгослав Аврамович. Программа была направлена в первую очередь на сокращение темпов инфляции и против падения производства. Одна из центральных идей программы - это создание новой национальной валюты, обеспеченной золотовалютным покрытием. Кроме выпуска в обращение конвертируемого динара, равного немецкой марке, был принят еще ряд решений: Народному банку было отведено ключевое положение в проведе­нии монетарной политики, эмиссию денег стали осуществлять только в одном центре, вместо прошлых шести, и под непосредственным контролем Аврамовича; была запрещена выдача векселей без покрытия; обращено особое внимание на санацию банков, что было связано с финансированием и оздоровлением рен­табельных и кредитоспособных предприятий, с осуществлением приватизации; средства на нужды общественного потребления должны были поступать за счет налогов; был ужесточен контроль за своевременной их уплатой, а также за возвра­щением долгов по налогам.

Вскоре эти решения дали положительный результат: средства от ранее не уп­лаченных налогов начали поступать в казну. Резервы в банках стали расти. В ре­зультате в первые полгода цены почти не выросли, а в следующем, 1995 г., выросли только на 5%. Однако в 1996 г. рост цен уже составил 58,7%, в 1997 г. - 18,5%, в 1998 г. - 29,8%.

Программа Аврамовича имела целью обеспечение выживания народа страны. Так, для стимулирования сельскохозяйственного производства были повышены закупочные цены за 1 кг пшеницы с 18 до 22 пар (1 динар = 100 парам). Специальные премии вы­делялись за большое производство молока, осуществлялись выплаты за создание вы­сокопродуктивных пород скота, выращивание и сохранение молодняка. Определялись ресурсы на восстановление и оживление сел, особенно в пострадавших от войны районах.

---

5 - Дневник, Белград, 9.IX. 1999, с. 6.

В 1994 г. Аврамович был избран "Человеком 1994 г." за то, что при нем была остановлена гиперинфляция, народу вернули надежду на выживание и душевное спо­койствие, стали осуществлять финансовую политику, направленную против злоупот­реблений и спекуляций. В отличие от других политических деятелей он проводил в жизнь то, что обещал народу.

Однако, несмотря на успешное выполнение многих положений стабилизационной программы Аврамовича, его самого через два года отправили в отставку за отказ "включить печатный станок" для обеспечения средств для посевной кампании. Сред­ства же от продажи прошлогоднего урожая "осели" в карманах у министров, не­которые из которых являлись директорами крупных фирм.

Земельная реформа, которая начала осуществляться в 90-е годы, дала право всем гражданам - и не только работникам сельского хозяйства, покупать землю и владеть ею. Бывшая СФРЮ и до начала рыночных преобразований отличалась от других стран Восточной Европы высокой долей частного сектора в пользовании землей. В соответствии с земельной реформой одновременно с покупкой земли бесплатно воз­вращалась земля бывшим собственникам или их наследникам, которая была у них изъята в 1948-1953 гг. Сначала земельная реформа была воспринята с энтузиазмом. Однако вскоре выяснилось, что у многих новых собственников нет ни техники, ни денег, а также ими утрачены навыки работы в сельском хозяйстве. Положение усу­губилось войной, оторвавшей от села большое количество работников. В результате многие стали возвращать землю обратно, однако уже не бесплатно, а за деньги, которых, как правило, в сегодняшних трудных условиях у потенциальных частных по­купателей нет. Возникла ситуация, когда из-за денационализации земли из года в год сокращалась земельная площадь крупных сельскохозяйственных предприятий.

Аграрная реформа укрепила положение частного сектора в структуре собст­венности и производства в стране. Частные крестьянские хозяйства занимают сейчас в СРЮ 85% сельскохозяйственных угодий, на них приходится 93% общего количества скота, 98% тракторов и 88% комбайнов. Агропромышленные же комбинаты в боль­шинстве своем отказались от приватизации, заявив, что еще не готовы к ней. Бла­годаря продуманной аграрной политике Югославия не теряла своей сельскохозяйст­венной независимости.

В стране занятость является одной из самых важных и трудно разрешаемых проб­лем. Это относится как к молодежи, окончившей учебные заведения, так и к тем 500 тыс. человек, которые потеряли рабочие места из-за разрушения предприятий во время войны. Правительство делает все возможное, чтобы трудоустроить этих людей. 1999 г. был провозглашен годом создания и укрепления малых и средних предприятий, благодаря которым появилась возможность быстро трудоустроить тех, кто потерял работу из-за военных разрушений. Из всего количества таких предприятий 60% за­нимаются торговлей, 35,9% - производством. Обсуждается идея реконструкции полу­разрушенных, пока слабо действующих предприятий, где можно было бы занять ра­бочих разных специальностей. Другая цель - создание небольших предприятий, рабо­тающих по своим программам, но в которых будут заняты молодые люди, закон­чившие высшие и средние учебные заведения. "Трудоустроив хорошо подготовленных специалистов, среди которых много талантливой молодежи, склонной к научно-исследовательской деятельности, мы смогли бы приостановить "утечку мозгов". Если бы мы предоставили работу еще для 25-30 тыс. человек подготовленных спе­циалистов, мы бы смогли уже в этом году остановить этот пагубный для нас процесс и обеспечить наше народное хозяйство и науку образованными и культурными людь­ми - главным трудовым ресурсом страны" (6), - отметил видный югославский экономист Д. Томич.

---

6 - Економска политика, № 2476,4.Х. 1999.

Поддержка малых и средних предприятий должна способствовать росту занятости и привести к сокращению огромной армии безработных и фиктивно занятых. Острый дефицит финансовых средств, который наблюдается в этом секторе экономики, дополняется еще и тем, что частный сектор не организован должным образом и не имеет необходимого опыта. Ассоциация предпринимателей при Хозяйственной па­лате Сербии предлагает основать специальный фонд для развития мелких и средних предприятий — он помог бы им кредитами так, как это делается в других странах. Уве­личение количества мелких и средних предприятий поможет правительству бороться с "теневой экономикой".

Во время войны осуществление реформ было отодвинуто на второй план. Сейчас первоочередной задачей является восстановление страны. Составляется список нуж­дающихся в обновлении приоритетных предприятий и объектов, которые имеют первостепенное значение для жизни граждан страны и развития народного хозяйства. Необходимы дальнейшее развитие приватизации, а также изменение налоговой сис­темы. В конце 1999 г. союзное правительство утвердило закон о введении налога на добавленную стоимость, который призван обеспечить единую систему налогообложе­ния товарооборота. Предполагается реализовать основной принцип, при котором все налогоплательщики будут одинаково платить налоги. Введение этого закона должно способствовать ограничению деятельности "теневой экономики", помочь избежать практики двойного налогообложения. По этому закону предусматриваются три вида налоговых процентных ставок - две низкие ставки - от 3 до 9% и одна — в 20% (7).

Одной из главных задач является ревизия закона о приватизации общественной и государственной собственности, до сих пор не давшая ожидаемых результатов. Этот закон создал возможность для лиц из политической и административной верхушки страны легко обогатиться и стать собственниками бывшей общественной собствен­ности.

---

7 - Економска политика, № 2437,20.ХИ.1999.