Только единение спасет сербов
Эти прекрасные слова были вышиты на шапочках мужчин - сербов и черногорцев - и были святыми и для сербов, и для черногорцев. Испокон веков они считали себя единым народом, только одна часть его жила в Черногории, в горах, а другая - на равнине, в Сербии. Всегда вместе и дружно жили. Если возникали войны - вместе защищались. Но вот настал тяжелый 1999 г., очень трудный для СРЮ, отношения, и без того натянутые, между С. Милошевичем и президентом Черногории М. Джукановичем- стали еще сложнее.
М. Джуканович родился в 1962 г. в Черногории, в г. Никшич. По образованию он экономист, закончил университет в Подгорице. С февраля 1991 г. занимает пост председателя правительства Черногории, став самым молодым премьер-министром в Европе. Кроме того, он является заместителем председателя Демократической партии Черногории, имеющей большинство в республиканском парламенте и представленной в Скупщине СРЮ.
Разногласия между Сербией и Черногорией, включая и сферу распределения властных полномочий в федерации, приобретают особенно опасный характер в связи с однозначной поддержкой Западом М. Джукановича. Это подогревает амбиции той части его сторонников, которые хотели бы видеть Черногорию независимой. Именно видение характера югославской федерации и места Черногории в ней стало главным пунктом расхождений между М. Джукановичем и его оппонентами, которые отстаивают централизованную модель югославской федерации.
Однако ситуация в самой Черногории не позволяет М. Джукановичу проявлять поспешность. Несмотря на то, что в Черногории в последние годы борьба за независимость растет, она все еще остается "разделенным обществом". Так, за сохранение югославской федерации выступают 30% населения, за независимость - 36%, а за конфедерацию (официальная позиция М. Джукановича) - 20%. Югославское руководство и армейское командование не хотят смириться с потерей Черногории, а значит -выхода к морю. В республике дислоцируется Вторая армия югославских вооруженных сил, подчиненных Белграду. Черногория зависит от поставок продуктов питания из Сербии, прежде всего зерна, так как сельскохозяйственные площади в гористой Черногории чрезвычайно малы. В Сербии проживает не менее 500 тыс. выходцев из Черногории, а в самой Черногории - 615 тыс. человек разных национальностей. Многие сербские черногорцы занимают руководящие посты различного уровня в Белграде и других городах Сербии.
Черногорская же оппозиция обвиняет М. Джукановича в проведении ускоренной приватизации - в отличие от Сербии - и ориентации на Запад в ущерб традиционной дружбе с Россией. Что касается последнего пункта обвинения, то М. Джуканович считает, что жить одними воспоминаниями о братских связях с Россией сегодня недостаточно. Кроме того, за время санкций и их последствий Черногория, экономика которой до этого была больше открыта внешнему миру, чем сербская, пострадала и обеднела сильнее, чем Сербия. Все усилия молодой и амбициозный М. Джуканович, которому весьма симпатизирует Запад, направляет на преодоление препятствий, чтобы убрать "внешнюю стену" экономических санкций.
7 июля 2000 г. обе палаты Скупщины СРЮ проголосовали за поправки к действующей конституции. Теперь союзный президент избирается по иным принципам: не как прежде - только один раз и путем голосования только в парламенте, а прямым всенародным голосованием. Кроме того, он имеет право повторить свой мандат неограниченное число раз.
---
16 - Статистички календар СЗ yгослаbja, 1992, с. 9.
Другое важное изменение в Конституции затрагивает права меньшей из двух республик СРЮ - Черногории. Если прежде депутаты верхней палаты союзного парламента избирались в пропорции 20 х 20 республиканскими законодательными органами, то теперь и они будут избираться тоже прямым голосованием населения. Если учесть, что в Черногории проживают около 600 тыс. человек, а в Сербии -около 10 млн., то понятно, как мало мест получит Черногория в верхней палате.
Такие изменения в Конституции, касающиеся выборов президента страны, имели целью сохранение власти в СРЮ в руках С. Милошевича. К тому же избрание путем всенародного голосования придало бы, по замыслу инициаторов исправления Конституции, и большую легитимность федеральному президенту, который обладал до сих пор ограниченными полномочиями. Однако события развернулись по иному сценарию.