Югославия на рубеже 20 и 21 века - Сентябрьско-октябрьский кризис 2000 г.

Природа Югославского кризиса

В конце XX в. распались три государства: СССР, СФРЮ и ЧССР. Народы этих стран не сумели до конца воспользоваться плодами победы над фашизмом. Они вошли в состав единого "социалистического содружества", глубоко интегрировали свою экономику, заняли достойное место в международных делах. Выступив пионе­рами грандиозного социального эксперимента, попытались реализовать в государст­венной практике идеалы социализма. Потерпев неудачу и разочаровавшись в них, они почти одновременно свернули на другую дорогу.

Содержание материала

Сентябрьско-октябрьский кризис 2000 г.

Выборы президента Югославии состоялись 24 сентября 2000 г. И хотя серьезных соперников у С. Милошевича не предвиделось, а сербскую оппозицию раздирали внутренние противоречия, день выборов породил серьезный кризис в стране. Казав­шийся почти всем незыблемым режим С. Милошевича стал достоянием истории, а к власти пришли новые политики.

27 сентября избирательная комиссия объявила итоги президентских выборов: президент С. Милошевич получил 40,2% голосов избирателей, принявших участие в выборах, а его основной соперник — кандидат оппозиции Воислав Коштуница - 48,2%. Таким образом не один из кандидатов не набрал в первом туре необходимого большинства голосов, и предстоял второй тур, который был назначен на 8 октября. Однако, несмотря на то, что было признано лидирующее положение кандидата от оппозиции в первом туре, ее лидеры отказались признать результаты выборов, огла­шенные Избиркомом, считая их фальсифицированными. Они настаивали на том, чтобы В. Коштуница был признан вновь избранным президентом страны после первого тура голосования. Их в этом поддержали руководители стран НАТО, осо­бенно президент США Б. Клинтон и премьер-министр Англии Т. Блэр. Страны НАТО дали понять С. Милошевичу, что если он не уступит свой пост В. Коштунице, то они не исключают применения силы.

Начиная с 29 сентября и в последующие дни участники оппозиции вышли на улицы. Их поддерживали тысячи людей из Белграда и других городов. По всей стране не работали магазины, останавливали работу предприятия, учебные заведения. В г. Ла-заревац забастовал крупнейший горнодобывающий комбинат, снабжающий углем большинство сербских электростанций. Появились слухи о том, что федеральные власти могут использовать беженцев и перемещенных лиц из Косово, Боснии и Хорватии, проживающих сейчас на территории Сербии и не имеющих ни работы, ни денег, ни права голоса, в качестве штрейкбрехеров на остановившихся предприятиях. В Пожареваце, родном городе С. Милошевича, на улицу вышли 15 тыс. человек.

В Белграде наиболее активное участие в забастовке приняли студенты и учащиеся средних школ, которые вместо занятий со своими учителями отправились на митинги. Местное телевидение сообщило о начале всеобщей забастовки.

Большинство сербов считали, что С. Милошевич виноват в том, что распалась единая Югославия, произошли события в Косово, а Югославию бомбила НАТО. Виновен он и в том, что из-за экономических санкций народ живет бедно.

Оппозиционные С. Милошевичу настроения возникли даже в его собственной пар­тии. Стали раздаваться голоса с требованием отставки С. Милошевича. Однако на проходившем в ноябре 2000 г. съезде СПС председателем ее опять был избран С. Милошевич.

Оппонент С. Милошевича, новоизбранный президент СРЮ профессор Воислав Коштуница в России до недавнего времени был почти неизвестен. Однако уже 10 лет назад В. Коштуница стоял у истоков демократической оппозиции вместе с В. Драшковичем, 3. Джинджичем и В. Шешелем. В. Коштуница родился в 1944 г. в Белграде. В 1966 г., закончив школу, поступил на юридический факультет Белградского универ­ситета. В 1970 г. защитил кандидатскую диссертацию и стал работать в университете. В 1974 г. активно выступал против новой Конституции СФРЮ, считая, что в ней предоставлены слишком большие права республикам в ущерб интересам Сербии. За это он был уволен из университета. С 1974 по 1989 г. работал в Институте общественных наук в Белграде. Занимался вопросами общеконституционного права. В 1989 г. стал одним из основателей Демократической партии. Но в 1992 г. партия из-за разногласий ее руководителей раскололась. З. Джинджич считал, что главное для общества - обретение подлинной демократии, а В. Коштуница пытался соединить демократию с национальной идеей и создал Демократическую партию Сербии. Только в последние годы именно благодаря В. Коштунице удалось преодолеть раскол и объединить некоторые оппозиционные партии.

Отношения с Западом у В. Коштуницы сложились вполне определенные — его борьба за интересы своего народа никак не вписывается в западные стандарты. Партия профессоров была и остается главным союзником боснийских сербов в Белграде. В. Коштуница всегда занимал жесткую позицию по отношению к НАТО и критиковал ее политику в Югославии. Вашингтон не скрывал надежды, что B. Коштуница станет лишь переходным лидером, расчищающим дорогу для более управляемой команды.

Уже в первые дни после событий 5 октября В. Коштуница добился ряда важных успехов на пути формирования новой политической линии Сербии. К таким дости­жениям, несомненно, относятся взятие под контроль революционной стихии и удержание процесса перехода власти в мирных и конституционных рамках. Мини­мальное количество жертв и бесчинств было неожиданностью для всех наблюдателей, знакомых с горячим темпераментом сербов в сочетании с недовольством, накопив­шимся за годы правления С. Милошевича, и с имеющимся у населения оружием. Важным успехом В. Коштуницы стало достижение компромисса со сторонниками C. Милошевича в федеральном и сербском руководстве, а также в верхушке армии и спецслужб. Позиция армии, проявившей спокойствие и нежелание вмешиваться в политику, оказалась одним из важных факторов, определивших мирный исход смены власти в Югославии. То, что армия осталась в казармах и не стала выходить на улицы Белграда для защиты прежнего режима, произошло во многом благодаря своевре­менным действиям М. Перишича, бывшего начальника генерального штаба юго­славских вооруженных сил, ныне являющегося одним из оппозиционных лидеров и возглавляющего основанное им "Движение за демократическую Сербию".

ДОС - демократическая оппозиция Сербии - коалиция весьма разнородная, объединенная лишь общим врагом - режимом С. Милошевича. В этих условиях очень важно было, что В. Коштуница сможет продемонстрировать Сербии и своим оппонен­там четкую поддержку России.

В начале октября, сразу после президентских выборов в Югославии, Россия признала новую власть в Белграде. 8 октября министр иностранных дел России И.С. Иванов, вылетевший со срочной миссией в Белград, от имени Президента В.В. Путина официально поздравил В. Коштуницу с победой на президентских выборах в Югославии. Это стало последней чертой, подведенной под спором о власти в СРЮ после выборов.

Визит И.С. Иванова в Белград стал весьма важным. Российский министр оказался первым зарубежным гостем Югославии после прихода к власти оппозиции. После встречи с ним В. Коштуница выразил благодарность России.

27 октября состоялся краткий рабочий визит в Москву нового президента Юго­славии В. Коштуницы. Этот шестичасовой визит явился важной вехой в отношениях между Россией и Югославией. В. Коштуница не оставил сомнений в том, что считает Россию важным стабилизирующим фактором на Балканах. Югославский президент отметил, что необходимо равновесие европейских, российских и американских факторов влияния на Балканах. Он подчеркнул, что отношения с Россией будут строиться на профессиональной и рациональной основе, а не на эмоциях. В. Коштуница под­черкнул старинную духовную близость между нашими народами. Он прибыл в сопро­вождении сербского патриарха Павле и митрополита Черногорско-Приморского Амфилофия. Перед отъездом из Москвы они нанесли визит патриарху Алексию П.

Со своей стороны В.В. Путин заявил о поддержке действий В. Коштуницы. Он сказал, что краеугольным камнем российско-югославского сотрудничества на Балка­нах является сохранение территориальной целостности этой страны. Россия обязалась возобновить поставки нефти и газа, прерванные из-за отказа С. Милошевича компен­сировать ей задолженность, составляющую уже более 400 млн. долл. Возобновление поставок из России газа и нефти необходимо для элементарной нормализации жизни в стране.

Одной из ключевых тем на переговорах в Москве стал вопрос о Косово и его будущем статусе. Несмотря на протесты руководства Сербии, 28 октября 2000 г. в Косово состоялись выборы в местные органы власти. Проживающие в крае сербы бойкотировали их. На выборах победил И. Ругова, председатель Демократической лиги Косово. Поэтому сегодня, когда некоторые международные силы пытаются расчленить Югославию конституционными методами или путем непосредственного вмешательства во внутренние дела государства, немаловажными стали слова В. Коштуницы о необходимости российского присутствия на Балканах как стабилизи­рующего фактора.

В совместном заявлении по итогам визита югославского президента в Москву говорится, что стороны намерены поддерживать регулярный политический диалог на различных уровнях. В заявлении подтверждены традиционные принципы дружбы, уважения и сотрудничества России и Югославии во всех сферах, подчеркнуто, что Россия и Югославия намерены прилагать все усилия для формирования в Юго-Вос­точной Европе обстановки мира, согласия, взаимного доверия, стабильного добро­соседства на основе принципов международного права и в первую очередь террито­риальной целостности, суверенного равенства государств и нерушимости границ.

Что касается сотрудничества Югославии с ЕС, то внешнеполитические ведомства стран-членов НАТО не только поздравили В. Коштуницу с победой на выборах, но и возвестили об обещанном снятии с Югославии санкций Евросоюза. При этом дипло­маты заверили югославского лидера в финансовой поддержке и участии "в станов­лении демократического государства". Речь идет не только о так называемой финансовой помощи или инвестициях, но и о разблокировании огромных сумм, прежде принадлежавших югославским предприятиям и гражданам Югославии, которые были заморожены на счетах западных банков. В середине октября 2000 г. В. Коштуница присутствовал на заседании саммита ЕС, на котором был рассмотрен вопрос о включении Югославии в эту организацию.

В конце октября 2000 г. в г. Скопье (Македония) открылся саммит балканских стран, где прошли двусторонние встречи президента Югославии с лидерами Албании, Болгарии, Боснии, Греции, Македонии, Румынии, Турции и Хорватии. По словам президента Македонии Б. Трайковского, на саммите выработан "новый взгляд на будущее с целью преодолеть старые споры". Одновременно рассматривался вопрос об окончательном статусе Косово, администрация которого находится под контролем ООН. Эта организация обнародовала доклад с предложением о независимости серб­ского края, полагая, что наилучшим решением для него было бы самоуправление под контролем международных организаций.

1 ноября 2000 г. на заседании Совета Безопасности ООН в Нью-Йорке - всего через пять дней после официального запроса нового президента СРЮ В. Коштуни­цы - было единогласно принято решение восстановить членство СРЮ в ООН. Таким образом, положен конец восьмилетнему игнорированию мнения Белграда в этой крупнейшей международной организации. Членство Югославии в ООН было приоста­новлено в 1992 г., после введения санкций Югославия формально не была исключена из ООН, табличка с надписью "Югославия" оставалась в зале заседаний, но она не могла принимать участие в работе Генеральной Ассамблеи и ее органов. Теперь это право возвращено СРЮ.

Отношения между Сербией и Черногорией остаются по-прежнему сложными. Казалось бы, в новых условиях давний противник С. Милошевича президент Черно­гории М. Джуканович должен был бы заявить, что не станет настаивать на выходе своей республики из федерации. Но вместо этого он постоянно говорит, что теперь, когда С. Милошевич не сможет ему помешать, он будет добиваться независимости Черногории. С отделением Черногории исчезнет СРЮ, а вместе с ней и пост ее президента. В. Коштуница добился проведения выборов в Сербии, которые состоя­лись 23 декабря. Однако Черногория недовольна своим положением из-за изменений, внесенных в конституцию С. Милошевичем, в результате которых она потеряла равноправие с Сербией в Верхней палате федерального парламента. Черногорская оппозиция требует от нового президента восстановления равноправия с Сербией, которая узурпировала, по мнению черногорского руководства, власть в федерации.

В самой Черногории все громче звучат голоса о необходимости самостоятельности республики. Оппозиция все отчетливее критикует политику нового союзного прези­дента, заявившего, что будущий Союзный договор между Сербией и Черногорией' будет подразумевать совместное управление в области обороны, внешней и моне­тарной политики. По мнению же многих черногорских политиков, эти три состав­ляющие в прежнем Союзном договоре отрицательно сказались на Черногории, поскольку Белград использовал их исключительно в своих интересах. М. Джуканович бойкотировал союзные выборы 24 сентября 2000 г. Вместе с ним бойкотировало союзные выборы 75% избирателей Черногории.

23 декабря 2000 г. состоялись выборы в парламент Сербии, на которых оппозиция одержала убедительную победу, набрав две трети голосов населения. Премьер-министром СРЮ был избран 3. Джинджич. Новый парламент СРЮ избрал своим председателем Драгана Маришчанина. Министром иностранных дел назначен Горан Свиланович.

Несмотря на сложное политическое и экономическое положение, в котором нахо­дится СРЮ, страна сейчас вступила в новый период развития. Надо надеяться, что югославский народ успешно преодолеет все трудности и добьется для себя лучшего будущего.

Тягуненко Людмила Владимировна, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Инс­титута мировой экономики и политических исследований РАН.

Тягуненко Л. В. Союзная Республика Югославия на рубеже XXI века // Новая и новейшая история. 2001. № 3. С. 28–45.