Деятельность ООН и ОБСЕ в Закавказье

Начиная с 1988 г. в Закавказье имели место два основных типа конфликтов. Один из них был связан с борьбой за власть, другой - с борьбой за самоопределение и образование независимого государства. В первом случае конфликтующие стороны состояли из регулярной армии государства и организованных неправительственных вооруженных образований того же государства. Последние стремились не столько к изменению государственной границы, сколько к контролю над государственной властью.

Содержание материала

В конкретном случае Южная Осетия благодаря двустороннему соглашению между Россией и Грузией, подписанному в июне 1992 г. удалось заморозить, хотя и не разрешить конфликт. ЮО уже не была чрезвычайным случаем для ООН, когда Грузия стала членом этой организации 31 июля 1992 г Поскольку ОБСЕ уже занималось осетинским конфликтом, ООН не сочла возможным вмешаться в него.

Миссии но сбору фактов, составляющие так называемые мягкие акции, представляют собой один из ключевых элементов превентивной дипломатии ООН. Их цель состоит в накоплении подробной информации о ситуации и в том, чтобы продемонстрировать озабоченность международного сообщества. По Уставу ООН, инициатива проведения миссии по сбору фактов принадлежит СБ (ст. 34), но Генеральный секретарь (ст. 99) и ГА ООН (ст. 11) также имеют право предпринимать подобные миссии, исходя из своих общих полномочий.

Однако довольно сложно определить точные критерии, которыми пользуются органы ООН для того, чтобы остановить свой выбор на том, а не ином конфликте. Первые информационные миссии в НК были направлены по инициативе самого Генерального секретаря (23). а доклады о положении в Абхазии составлялись по просьбе СБ (24).

В апреле 1993 г. после армянского наступления на Кельбайджарский район и город Физули, Генеральный секретарь ООН, действуя по просьбе СБ (25), обратился к представителям новых временных управлений ООН в Армении и Азербайджане уточнить обстановку на месте. Доклад Генерального секретаря о положении в НК был сделан на базе этой инициативы (26).

Первая миссия по сбору фактов прибыла в Абхазию в сентябре 1992 г. через месяц после начала воины. Вторая - в октябре 1992 г. (27). В ноябре 1992 г. в Тбилиси было открыто временное управление ООН для поддержания контактов между сторонами и направления отчетов о ситуации в штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке (28).

Примерами политических заявлений могут служить три заявления СБ в отношении Абхазии (сентябрь и октябрь 1992 г, январь 1993 г.) с призывом к соблюдению Московского соглашения о прекращении огня от 3 сентября 1992 г. и четвертое (июль 1993 г.) с призывом к соблюдению соглашения о прекращении огня от от 14 мая 1993 г. (29).

В рамках так называемых нормативных акций ООН осуществляла оценку ситуаций, подтверждала принципы международного права, выступала с осуждениями конкретных событий, имевших место в НК и Грузии, направлял просьбы и требования воюющим и невоюющим сторонам н т.п.

В своей первой резолюции по НК (апрель 1993 г.) СБ заявил, что ситуация там продолжала "создавать угрозу миру и безопасности в регионе" (30). Оценка ситуации в Абхазии как "угрозы миру и международной безопасности" не фигурировала в первой резолюции СБ, но появилась в третьей, (октябре 1993 г.) после первых нарушений Сочинского соглашения от 27 июля 1993 г.(3 I).

Резолюции Совета Безопасности ссылаются на принципы международного права, которыми следует руководствоваться при любом решении конфликта, такие, как принципы суверенитета и территориальной целостности, которые были еще раз подтверждены и для Грузии, и для Азербайджана (32). Резолюции по НК содержат, однако, два элемента, которые отсутствуют в резолюциях по Абхазии:

1) после предложения, касающегося подтверждения суверенитета и территориальной целостности АзР была добавлена следующая фраза: "и всех других государств региона";

2) утверждение принципов нерушимости международных границ и недопустимости применения силы для приобретения территории, оба из которых могут быть выведены из двух вышеуказанных принципов (34). В обоих случаях эти принципы международного права предписывают, что любое разрешение текущих споров и любое территориальное изменение должны быть свободно признаны законными представителями этих стран. Следовательно, ни НК, ни Абхазия не могут быть признаны независимыми государствами без согласия соответственно азербайджанских и грузинских властей.