Приднестровский конфликт в Молдавии

В 1990 г. после самопровозглашения Приднестровской молдавской республики (ПМР) ее Верховный Совет обратился к парламенту Молдовы с предложением оформить конституционно-договорные отношения. Речь фактически шла о заключении федеративного договора, который должен был при возникновении соответствующих обстоятельствах исключить объединение Румынии с Приднестровьем.

Содержание материала

Народ Молдовы, по словам историка А.Царану, переживает сложный период самоидентнфикации. Парадокс, по его мнению, заключается в том, что сугубо внутренний процесс самоидентификации во многом зависит от внешних отношений Молдовы с двумя исторически значимыми для нее странами - Россией и Румынией (66).

Относительно успешные действия России в качестве посредника можно объяснить, в частности, тем, что в данном регионе Россия достаточно рано начала свою миротворческую деятельность. При этом с самого начала была применена эффективная тактика, прежде всего воюющие были разведены и лишь после этого встретились за столом переговоров. Наконец, следует признать, что руководство обеих конфликтующих сторон здесь, отказавшись от применения силы, проявило тот минимум решительности и политической воли, который необходим для взаимного обращения к мирным средствам разрешения существующих проблем.

Очевидно, приднестровский конфликт не может быть в полной мере отнесен к категории конфликтов межнационального характера, поскольку в нем противоборствующие стороны были в разной степени представлены одинаковыми национальностями - молдаванами, русскими, украинцами и др. Возникнув как негативная реакция на идею объединения с Румынией, этот конфликт носит не столько этнокультурный, сколько политико-экономический характер.

Официальный Кишинев заинтересован, с одной стороны, в окончательном выводе 14-й российской армии, а с другой, во вводе международных миротворческих сил в зону безопасности Приднестровья. По мнению экс-президента Молдовы М. Снегура, международный контроль за процессом вывода российской армии - в интересах не только России и Молдавии, но и всех тех, кого "заботит укрепление безопасности и стабильности на европейском континенте". Ведущую роль в этом процессе экс-президент отводил размещенной в республике миссии ОБСЕ.

Выступая в декабре 1994 г. на будапештской встрече стран-участниц ОБСЕ, М.Снегур еще раз подчеркнул, что конфликт был навязан извне (имеются в виду прежде всего действия России) и добавил, что "готов незамедлительно и без колебаний присоединиться к тем, кто выступает за введение международных миротворческих сил" (67). Руководство ПМР в этом плане придерживалось прямо противоположной точки зрения.

Подписание главами правительств России и Молдовы в октябре 1994 г. Соглашения о правовом статусе, порядке и сроках вывода воинских формирований Россиской Федерации, временно находящихся на территории Республики Молдова не означает что у России нет интересов ни в Молдавии, ни в Приднестровье. Они такие же как и во всех других бывших союзных республиках СССР. Достаточно в связи с этим напомнить, что значительное количество предприятий, сосредоточенных в Приднестровье, было ориентировано на Россию, Украину, Белоруссию.

Заметим, что Договор 1994 г. вплоть до середины 1999 г. не был ратифицирован российской стороной.

Вопрос об этом ни разу не ставился в повестку дня заседаний Госдумы РФ. Вместо этого в ноябре 1996 г. Госдума приняла Постановление "О некоторых вопросах сотрудничества РФ с Приднестровьем", в котором поставила вопрос о постоянной дислокации 14-й армии в Приднестровье и о признании этого района "зоной особых стратегических интересов России". В постановлении отмечается, что депутаты озабочены тенденцией расширения НАТО на Восток и в качестве "адекватных мер" настаивают на заключении с Тирасполем соглашения об экономическом, военном и культурном сотрудничестве.

Примечательно, что правовое управление Госдумы признало неправомерность этого постановления. Как представляется, реализация названного документа нереальна без согласия молдавской стороны и требует заключения нового соглашения с РМ.

Октябрьский Договор 1994 г., несмотря на то, что он не был ратифицирован, выполняется российской стороной.

Так, к ноябрю 1996 г., численность 14-й армии уменьшилась с 6 500 до 3 800 человек. К концу 1997 г. планировалось сокращение еще на 1 900 человек. Впрочем, сокращение было достигнуто во многом за счет перевода нескольких батальонов в разряд миротворцев.

Напомним, что, вступая в Совет Европы в феврале 1966 г., Россия обещала в течение 6 месяцев ратифицировать упомянутое Соглашение 1994 г., а затем в течение трех лет вывести свои войска с территориичужого государства. Нератификация Соглашения создает двусмысленную ситуацию, поскольку в этом случае 14-я армия находится в Приднестровье как бы нелегально, как иностранная. 8 мая 1997 г. в Москве был подписан Меморандум об основах нормализации отношений между Молдовой и Приднестровьем (68). Документ подписали вновь избранный в конце 1996 г. Президент Республики Молдова П. Лучинский, лидер Приднестровья И. Смирнов, руководители стран-гарантов Б. Ельцин и Л. Кучма, а также представитель ОБСЕ Н.Хельвег-Петерсен

Приднестровская сторона видит в Меморандуме самое существенное в том, что исключается применение силы или угрозы ею. При решении любого самого спорного вопроса путь один -политические методы: переговоры, консультации, привлечение посредников. В документе сохранено положение о становлении государственно-правовых отношений. Приднестровье можег теперь принимать участие в решении внешнеполитических вопросов, если они затрагивают интересы региона. Оговорено также право Приднестровья на установление международных контактов в экономической, научно-технической и культурной областях, что позволяет региону выйти из изоляции, в которой он находился долгие годы.

Республику Молдова устраивает то, что в Меморандуме есть пункт, определяющий строительство отношений в рамках общего государства, а посредники берут на себя обязательство выступать гарантами соблюдения единства и территориальной целостности Молдовы (69).

Егоров С.А. Вооруженные конфликты и международное право. М., 1999.