Культура и наука Италии к концу 15 века

Италия, страна старейших в Европе ученых обществ и университетов, в конце 15 века переживала расцвет культуры, искусств и науки, а также глубокий политический и военный кризис.

Италия, страна старейших в Европе ученых обществ и университетов, в конце 15 века переживала расцвет культуры, искусств и науки, а также глубокий политический и военный кризис.

В отличие от многих стран Европы, в которых к этому времени в основном завершился процесс национально-государственного объединения, Италия в то время уходила от перспектив централизации политической власти. А ведь в ней раньше других проявились важнейшие сдвиги в сфере производства, означавшие зарождение нового общественного строя — капитализма,

Многочисленные города-государства Италии были конкурентами, соперничавшими на внешнем рынке, к тому же во многих из них республиканская форма правления в силу ряда причин сменялась режимом единоличной диктатуры. Не утихавшая между соседними тиранами борьба вела к дальнейшему политическому ослаблению и возрастанию внешней угрозы: раздробленная Италия становилась легкой добычей для Испании и Франции, превратившихся к тому времени в сильные абсолютистские монархии.

С 1494 г. в течение 65 лет в Италии велись кровопролитные войны.

В то же время другие факторы, в частности, новые возможности деятельности человека в условиях зарождения и развития капитализма, благоприятствовали проявлению духа предпринимательства, инициативы, ускорению темпа жизни.

Идеи гуманизма эпохи Возрождения

В новых условиях возросла роль человеческой личности, значение которой значительно больше, чем раньше, определялось живостью ума, сообразительностью, знаниями, энергией и предприимчивостью.

Все это знаменовало собой наступление эпохи Возрождения, Ренессанса, по-итальянски «Rinascimento».

Среди разнообразных проявлений такого сложного и многогранного процесса, каким является итальянское Возрождение, важнейшее место, бесспорно, принадлежит идеологии, а идейным содержанием Возрождения был гуманизм.

Яркой чертой гуманистического мировоззрения был культ человеческого разума и его способностей к познанию мира.

В противовес церковному мировоззрению средневековья, принижавшему человеческую личность, возводившему в идеал аскетизм, умерщвление плоти, у гуманистов на первом месте была не вера, а разум, определяющий и направляющий действия человека. Гуманисты открыли простор умственным возможностям человека в познании как его внутреннего мира, так и окружающей действительности. Ученые-гуманисты считали важным условием для получения новых знаний опыт, что еще более подчеркивало творческие возможности человека в познании окружающего мира и самого себя и вело ко все большему отрыву науки от теологии и религии.

Расцвет культуры и искусства

Совершенно естественным был огромный интерес, проявлявшийся гуманистами к культуре, искусству и науке Древней Греции и Древнего Рима, отличавшимся ярко выраженной светской направленностью, жизнеутверждающим характером идеологии, рационалистической окраской философии и особенно этики, а также свойственным не только искусству, но и науке эстетическим восприятием действительности.

Возрождению античности и распространению идей гуманизма в Италии особо способствовали два обстоятельства:

  • во-первых, со территория в свое время сама была центром античной цивилизации, следы которой в разных формах и проявлениях продолжали сохраняться и вызывать интерес у окружающих, и таким образом в Италии античное влияние как бы совпадало с национальными традициями;
  • во-вторых, после взятия Константинополя турками (1453 г.) и падения Византийской империи, во второй половине XV в. в Италию бежали многие византийские ученые и интеллигенты. При их посредстве в стране возродился интерес к древнегреческому языку и произведениям, на нем написанным. Были выполнены переводы многочисленных античных классиков — писателей, поэтов, философов и ученых непосредственно с греческого па латинский, а также исправлены многие ранее выполненные переводы с языка-посредника — арабского.

Огромную роль в распространении античного наследия и новых гуманистических взглядов сыграло быстрое развитие в Италии только что изобретенного книгопечатания.

Все эти обстоятельства способствовали превращению Италии в своеобразную «школу» гуманизма, в важнейший культурный и научный центр, пребывание в котором, хотя бы ненадолго, становится мечтой многих представителей передовой интеллигенции многих стран Европы, в том числе и Полыни.

Мы не будем останавливаться на достижениях итальянской культуры, литературы и искусства тех времен. Напомним только несколько имен: архитектор Донато Браманте, универсалисты Леонардо да Винчи, Микельанджело Буонаротти, художники Рафаэль Санти, Джорджоне и Тициан, поэт Лодовико Ариосто.

Все эти люди, известные и сейчас каждому образованному человеку, жили и творили примерно в одно и то же время — время Коперника.

Научные достижения

Не менее значительными были и успехи итальянских ученых. Еще в XII—XIII вв. итальянцы сыграли выдающуюся роль в переводе на латинский язык важнейших произведений античных ученых. Одному лишь Герардо из Кремоны принадлежало несколько десятков переводов, среди которых были «Начала» и «Данные» Евклида, «Сферика» Феодосия, произведения Менелая, «Альмагест» Птолемея и многие другие.

Еще один перевод «Начал» был выполнен около 1210 г. Джованни Кампапо из Новары близ Милана. Он лег позже в основу первого типографского издания этой важнейшей для математического образования книги. Кампапо принадлежало и несколько собственных сочинений математического и астрономического содержания.

В Италии раньше, чем в других странах, возникли высшие учебные заведения. Первое из них, в Салерно, начало функционировать не позже первой половины XI в.

В 1119 г. был основан старейший в Европе Болонский университет, за ним — университеты в Виченце. Ареццо, Падуе и Неаполе. В 1303 г. была основана Римская Сапиенца (так назывался университет).

Болонский университет

Болонский университет

В Италии же, начиная с первой половины XV в.. образуются первые в Европе объединения ученых и литераторов, называвшиеся академиями.

Первым самостоятельным математиком Западной Европы считают Леонардо Пизанского (Фибоначчи) (1180— 1240). Его «Книга абака» сыграла важную роль в распространении сведений по арифметике и других математических знаний как в самой Италии, так и в других европейских странах.

Хотя книгопечатание было изобретено и не в Италии, но первая отпечатанная типографским способом книга математического содержания — «Начала» Евклида — появилась в Италии (Венеция, 1482). За этим изданием появились и другие: только в течение XVI в. «Начала» переиздавались 83 раза — в основном в Италии.

Несколько позже издаются многочисленные переводы сочинений Архимеда, Птолемея, Аполлония, Паппа и других античных ученых. О таких итальянских математиках, как современники Коперника Лука Лачоли и Шипионе дель Ферро, мы упомянем ниже.

Сказанное выше об Италии должно дать нам четкое представление о том, что после математической и астрономической подготовки в Кракове должен был бы получить Коперник в Италии для формирования своего мышления.

Белый Ю.А. Коперник, коперниканизм и развитие естествознания // Историко-астрономические исследования. Выпуск XII. – М.: Наука, 1975. С. 24-28.