В 1889 г. ушли из жизни основные действующие лица Боткинской комиссии (СП. Боткин, А.П. Доброславин, Н.Д. Бубнов), и Комиссия прекратила свое существование. Однако труды ее не прошли напрасно: возглавивший в 1889 г. Медицинский департамент Л.Ф. Рагозин реализовал в последующее десятилетие многие предложения, высказанные врачами в адрес Боткинской комиссии.

Временем наивысшихдостижений Медицинского департамента стали 90-е годы XIX в. [7]. Тогда в нем работали видные отечественные ученые: статистики В.И. Гребенщиков и С.А. Новосельский, крупнейший специалист в области медицинского законодательства Н.Г. Фрейберг, представлявший Россию на всех меж-дународных конгрессах по санитарным вопросам, в Международном бюро общественной гигиены и в Санитарной комиссии союзных государств в годы Первой мировой войны [11].

Рагозин

Директор Медицинского департамента Л.Ф. Рагозин

С 1896 г. издаваемый Медицинским департаментом «Вестник общественной гигиены, судебной и практической медицины» редактировал известный гигиенист и общественный деятель, бывший земский санитарный врач М.С. Уваров. Журнал был переориентирован в соответствии с потребностями практических врачей, работавших в отдаленных губерниях.

Огромное значение имела работа по систематизации и редактированию врачебно-санитарного законодательства, результатом которой явилось издание свода врачебно-санитарного законодательства в трех томах (1895—1897). В дальнейшем Н.Г. Фрейбергом были подготовлены три издания сборника «Врачебно-санитарное законодательство в России» (1901, 1906, 1913) [42].

В последнее десятилетие XIX в. было много сделано по упорядочению государственной санитарной статистики. В 1902 г. была введена отвечающая требованиям современной медицинской науки классификация и номенклатура болезней, при разработке которой были учтены зарубежный опыт и номенклатура, разработанная специальной комиссией Пироговского общества (1900). При Медицинском департаменте было создано специальное статистическое отделение, которое ввело систему карточной регистрации медицинского и фармацевтического персонала, что значительно улучшило издаваемый с 1811 г. «Российский медицинский список».

В результате целого ряда проведенных преобразований ежегодный государственный «Отчет о состоянии народного здравия и организации врачебной помощи в России» мог быть поставлен в одном ряду с лучшими аналогичными отчетами стран Европы [43]. Отчеты Министерства внутренних дел содержали данные по всем губерниям и областям России, а также отдельные показатели для городского и сельского населения о числе родившихся, умерших и причинах смерти; о числе больных, лечившихся в стационарах; распределение по формам заболеваний пациентов, обращавшихся за медицинской помощью в амбулаторные учреждения и к вольнопрактикующим врачам. Отчеты давали представление о численности медицинского персонала, наличии врачебных участков и лечебных учреждений разных типов, наличии коек, а также содержали сведения о финансировании здравоохранения из различных источников. Данные по заболеваемости населения в отчетах Министерства внутренних дел содержали лишь общие числазарегистрированных больных по отдельным формам болезни без учета пола, возраста, занятий и были недостаточно полны и достоверны, что в первую очередь зависело от недостатка врачей в России.

С 80-х годов XIX в. правительство стало оказывать финансовую помощь земским организациям при строительстве загородных психиатрических колоний для хроников. К числу достижений Медицинского департамента следует отнести строительство крупных окружных психиатрических больниц на 800—1000 коек в Казани, Виннице, Вильно, Москве, Томске, не уступающих европейским клиникам и создаваемых как центры практической и научной медицины [53].

В эти же годы в целях обеспечения более доступной медицинской помощи были введены удешевленные таксы на медикаменты.

Следует также отметить, что в 1880—1890-е годы правительством был издан ряд прогрессивных законов в области фабричного законодательства: запрещена фабричная работа малолетних и ночная — для женщин и подростков, ограничен до 8 часов рабочий день для подростков, учреждена фабричная инспекция. В 1897 г. издан общий закон об ограничении рабочего времени, а в 1903 г. — закон об ответственности предпринимателей за несчастные случаи на производстве.

Организация борьбы с эпидемиями оставалась одним из важных направлений в деятельности Медицинского департамента. В конце ХІХ в. во многих губерниях были открыты государственные бактериологические институты, лаборатории и станции. Разрабатывались карантинные правила, предусматривающие меры по охране границ России от вторжения особо опасных инфекций, а также инструкции, содержащие подробные описания мероприятий по профилактике и борьбе с заразными заболеваниями. В случаях широкого развития эпидемий Медицинский департамент и местные государственные органы оказывали финансовую помощь земским организациям, формировали противоэпидемические отряды для посылки в пострадавшие местности.

К достижениям Медицинского департамента в этот период можно также отнести проведение общероссийских съездов: противохолерного (1893), по борьбе с сифилисом (1897) и ряда областных совещаний по вопросам борьбы с эпидемиями, объединивших представителей государственной медицины, земских и городских организаций, научных обществ и имевших большое практическое значение. Для упорядочения управления казенными минеральными водами и развития отечественных курортов Медицинский департамент также созывал специальные съезды (1898, 1904).

Несмотря на принимаемые Медицинским департаментом меры, эпидемия холеры 1892—1893 гг., спровоцированная беспрецедентныминеурожаем и голодом, поразившими огромную территорию Европейской России, показала неэффективность бюрократических методов борьбы с эпидемиями, когда противоречивые указания руководителей медицинских служб различных ведомств постоянно приводили к отрицательным результатам. Так, нескоординированные действия организационно разобщенных земских организаций по закупке продовольствия для голодающих уездов резко взвинтили цены на зерно [3, с. 274].

Арсенал средств борьбы с заразными болезнями в описываемую эпоху фактически ограничивался карантинными мерами и дезинфекцией. Так, во время эпидемии чумы в Астраханской губернии (станица Ветлянка Енотаевского уезда, 1878 г.) лишь благодаря чрезвычайным карантинным мерам на правительственном уровне эпидемия была ликвидирована в течение 3 месяцев.

История здравоохранения дореволюционной России (конец XVI-
начало XX в.) / Под ред. Р.У. Хабриева. - М., 2014. 

Поиск