Неандертальцы — новые находки в Крыму

Осенью 1973 г. фонды Научно-исследовательского  института антропологии МГУ пополнились уникальными материалами неандертальского погребения, обнаруженного в Крыму у г. Белогорска. Это шестая находка останков неандертальцев на территории СССР и третья в Крыму.

В 1924 г. в гроте Киик-Коба у Симферополя Г. А. Бонч-Осмоловский раскопал скелет грудного ребенка без черепа, а также кости стоп, голени и кисти взрослого неандертальца. В 1953 г. южнее, у Бахчисарая, под скальным навесом (стоянка Староселье) А. А. Формозов нашел останки ребенка 1,5—2 лет, похороненного близ стоянки неандертальцев. Теперь Крымская палеолитическая экспедиция Института археологии АН Украинской ССР под руководством Ю. Г. Колосова в Восточном Крыму, у скалы Аккая близ Белогорска, в одной из палеолитических стоянок (Заскальная-V) на месте стойбища древних людей обнаружила затылочную кость взрослого неандертальца, а в следующей стоянке (Заскальная-VI) — останки неандертальца-ребенка в возрасте 11—12 лет, бедренную и лучевую кости, позвонки, кости стопы и кисти, обломок нижней челюсти с тремя зубами и еще 14 зубов этого ребенка.

Это большая удача. Ведь группы неандертальцев были крайне редки и малочисленны. По расчетам археологов, на всей территории Крыма (25,6 тыс. км2) одновременно жили в ту эпоху от 100 до 300 неандертальцев. Если бы они уже не хоронили сородичей по определенному обряду близ стоянки или прямо на стоянке, вероятность нахождения их костей приблизилась бы к нулю.

Что дают такие находки ученым? По особенностям в строении костей ног археологи, заключают о степени развития прямой походки, по строению кисти — об освоении трудовых операций и использовании орудий, по особенностям форм и размеров черепа — об уровне развития головного мозга и генезисе расовых различий. Все это — важнейшие элементы процесса происхождения человечества и его расселения на Земле. Так, по черепу из Староселья М. М. Герасимов определил, что его обладатель был как бы промежуточным звеном между неандертальцем и человеком современного типа и имел отчетливые черты негроидно-экваториального расового типа. Материалы из Белогорска, как и из Староселья, относятся к самому концу эпохи мустье (эпохи неандертальцев) — им около 50 тыс. лет. Климатические условия Крыма тогда были суровыми: об этом свидетельствуют кости мамонтов и песцов на стоянке. Но неандертальцы жили здесь долго, потому что рядом, в речке Биюк-Карасу хорошая питьевая вода, здесь же залежи кремня, удобные гроты и укрытия, а крутые обрывы скал как будто созданы для облавной охоты.

Многие орудия труда Белогорской стоянки не имеют аналогий ни в Староселье, ни в какой-либо другой мустьерской стоянке Крыма: это цельные плитки кремня со следами специализированного использования для рубки, резки и других операций. Вероятно, это одна из этнических особенностей культуры Белогорских неандертальцев. Значит, малочисленные группы неандертальцев, бродившие по Крыму в эпоху оледенения, не были однородны, они различались, несомненно, по культурным традициям, а может быть, и по происхождению и даже по расовой принадлежности.

Вообще представления о «примитивности» неандертальцев и их культуры безнадежно устарели. Одновременно с открытием у Белогорска, почти на 1000 км севернее, в верховьях р. Десны, в Брянском районе Брянской области ленинградский археолог, кандидат исторических наук Л. М. Тарасов вел раскопки мустьерской стоянки у деревни Бетово и нашел уникальное изделие неандертальцев: кубок из ноги мамонта. На месте разруба кости продолблено большое углубление в форме конуса. Края кубка закруглены, вся его поверхность зашлифована — мастер явно старался сделать красивую и удобную в пользовании вещь. В фауне Бетовской стоянки, как и Белогорской, часто встречались и мамонт, и песец — это говорит об определенном сходстве климатических условий обитания мустьер-цев в центре России и в Крыму, о сходстве их промыслов, состава пищи, элементов одежды. Но в Бетове кремневые орудия гораздо совершеннее, много изделий с зубчатым краем, отдаленно напоминающих миниатюрные «пилы». Следы обжига на кремнях позволяют предполагать, что в технологии кремневой «индустрии» здесь использовалась термическая обработка.

Найденные в Бетове зубы акулы могут пролить свет на какие-то связи неандертальцев в центре России с их современниками на побережье южных морей, прежде всего в Крыму и на Кавказе. Кстати, на Кавказе в пещере Цонской грузинские археологи нашли в мустьерском слое каменную плитку с древнейшим в мире крестом, вырезанным рукой неандертальца. Подобный же крест вырезан на гальке в стоянке Тата (Венгрия). Еще не завершились дискуссии о смысле этого символа: четыре стороны горизонта, четыре направления ветров, скрещенные палочки для добывания огня, перекрестная обвязка каменного топора на топорище, солярный знак — свидетельство почитания Солнца?

Таковы некоторые штрихи, помогающие понять важность находок в мустьерских слоях у Белогорска и Бетова. Этим находкам были посвящены доклады Л. М. Тарасова на сессии Отделения истории АН СССР, Ю. Г. Колосова на Всесоюзном симпозиуме «Первобытный человек, его материальная культура и природная среда в плейстоцене и голоцене» (Москва, 1973). Археологические раскопки и антропологические исследования следов неандертальцев на территории СССР продолжаются.