Приднестровский конфликт в Молдавии

В 1990 г. после самопровозглашения Приднестровской молдавской республики (ПМР) ее Верховный Совет обратился к парламенту Молдовы с предложением оформить конституционно-договорные отношения. Речь фактически шла о заключении федеративного договора, который должен был при возникновении соответствующих обстоятельствах исключить объединение Румынии с Приднестровьем.

Содержание материала

Пытаясь сорвать наметившийся процесс мирного разрешения конфликта, сторонники силовых методов его решения предприняли широкомасштабную военую акцию с целью захвата Бендер, мостов через Днестр и закрепления на подступах к Тирасполю. Лишь в начале июля во многом благодаря усилиям Смешанной комиссии по осуществлению контроля за выполнением решений, связанных с прекращением огня и разъединением сторон, включавшей представителей Молдовы, России, Румынии и Украины, созданной в соответствии с кишиневской Декларацией министров иностранных дел этих стран от 6 апреля 1992 г. удалось достигнуть договоренности о прекращении огня, которое, однако, нарушалось не только в Бендерах, но и но всей линии условной границы между Молдовой и ГТМР. Отвод войск из Бендер начался 1 августа 1992 г. Одновременно в зону конфликта были введены миротворческие силы, укомплектованные главным образом российскими военнослужащими.

Таким образом, вооруженный конфликт был урегулирован. Однако до сих пор не решен вопрос о статусе Приднестровья в составе Молдовы. Стороны на переговорах не могут договориться о распределении полномочий.

Представители молдавской стороны при определении особого правового статуса Приднестровья исходят из того, что Республика Молдова является единым, независимым суверенным государством.

По мнению приднестровской стороны, согласившейся решать свои проблемы в рамках единой, неделимой Молдовы, перспективными могли бы стать "ассоциированные отношения, предполагающие всевозможное сотрудничество". Установлению взаимного доверия могли бы способствовать "учет реалий, достижение обоюдных компромиссов и наличие международных гарантий" (64). В 1995 г. молдавский парламент предоставил гагаузам статус автономно-территориального образования (65).

Конфликту в Приднестровье присущи особенности, имеющие принципиальное значение для мирного урегулирования. Речь идет о том, что в Декларации о независимости, принятой молдавским парламентом 27 августа 1991 г., провозглашение Молдавской ССР в 1940 г. объявлено "незаконным", поскольку последняя была образована в основном на территории Бессарабии, отошедшей тогда от Румынии к Советскому Союзу. Декларация квалифицирует включение Бессарабии в состав СССР как акт агрессии и оккупации румынской территории. Исходя из этого Кишинев в начале 90-х гг. принял ряд мер по "румынизации" страны: объявление румынского языка государственным, принятие румынской государственной символики, введение румынских учебных программ и т.п.

В соответствии с современным международным правом, народ Молдовы, как и другие народы, волен сам избирать свой политический статус вплоть до присоединения к другому государству.

Однако в случае объединения Румынии и Молдовы, одно только изменение границ повлечет непредсказуемые последствия. В связи с этим представляются недостаточными предложения (содержащиеся, в частности, в докладе миссии ОБСЕ в Кишиневе) ограничиться "конституционными гарантиями", т.е. внесением определенных положений в Конститутцию Республики Молдова. В данном случае необходимы также и международные гарантии, оформленные в договорно-правовом виде Например, в договоре между ПМР и РМ можно было бы сделать запись о том, что ПМР, в случае изменения государственно-правового статуса Молдавии, имеет право самостоятельно определить свое будущее. Гарантами такого права приднестровцев могли бы выступить Россия, Румыния, представители европейских структур и стран СНГ. Естественно, возможны и другие варианты.