Во второй половине XVIII столетия стремительная река Северн, протекающая через ущелье в районе города Колбрукдейл, оказалась серьезным препятствием для перевозки грузов. В Англии в то время полным ходом шла промышленная революция. Полезные ископаемые, залегающие в местных долинах, были необходимы для развития металлургического производства.

Грузы приходилось перевозить по реке на паромах. Но для активно развивавшегося Колбрукдейла — центра металлургической промышленности — паромные переправы не могли решить проблему транспортировки грузов. Здесь требовался мост.

Айрон Бридж

Как и в предыдущей истории, он должен был быть арочным, чтобы не мешать судоходству. И снова извечный вопрос: из какого материала строить? Камень? Ему нет равных по многим причинам, но уж очень он тяжел для транспортировки и неподатлив в обработке. Перевозчики дорого берут за свою работу, каменотесы — тоже. А что, если использовать чугун? При отливке ему можно придать нужную форму. К тому же Колбрукдейл славился по всей Англии чугунным производством. Свои услуги инженерам немедленно предложил хозяин местного литейного цеха Абрахам Дерби III. Ему выпала честь участвовать в строительстве первого в мире полностью чугунного моста и прославить свое имя в истории мостостроения.

Мост Айрон-Бридж (Колбрукдейл, Великобритания, 1775 г.)

В отличие от каменного моста Фабричо, Айрон- бридж, состоящий из восьмисот деталей, собирали, как гигантский конструктор. Отливали их так: полноразмерную деревянную модель той или иной детали сначала впечатывали в песчано-глинистую почву прямо на берегу, рядом со строительной площадкой, а затем аккуратно вытаскивали. В получившуюся форму заливали расплавленный чугун. С помощью «ласточкиных хвостов», шипов и гнезд — разъемных соединений, «заимствованных» из деревянных конструкций, — строители скрепляли отлитые фрагменты чугунного моста друг с другом. Работали они на легких строительных лесах высоко над рекой, над проплывающими кораблями и баржами.

Как и планировалось, для моста была выбрана уже знакомая нам конструктивная форма — арка. Она, как вы теперь знаете, идеально подходит для судоходных рек — и, как показал Айрон-бридж, для чугуна тоже! Дело в том, что в арочной конструкции строительный материал подвергается воздействию силы сжатия. Из всех металлов именно чугун лучше других способен сопротивляться этой силе. Знал ли об этом Дерби или ему просто повезло — можно только догадываться. Во всяком случае, мост Айрон-бридж стоит по сей день. Во многом потому, что для него было найдено на редкость удачное сочетание формы и материала. Его ажурная конструкция — своего рода открытие в строительстве мостов. Она красива, прочна и не создает помех во время весенних разливов реки.

Дэвид Маколи
Как это построено: от мостов до небоскребов. Иллюстрированная энциклопедия
.

Поиск