Оренбургский Неплюевский кадетский корпус - Учебный процесс

В 1844 и 1845 годах Оренбургское Неплюевское военное училище и Училище Сибирского линейного казачьего войска были переименованы в кадетские корпуса: Оренбургский Неплюевский кадетский корпус и Сибирский кадетский корпус, и в таком состоянии они просуществовали до середины 60-х годов XIX века.

Содержание материала

Учебный процесс

Курс обучения на обоих отделениях составлял четыре класса: приготовительный, нижний, средний и верхний. Курс продолжался 2 года в каждом классе. Занятия и предметы европейского отделения несколько отличались от занятий и предметов азиатского отделения. В приготовительном, нижнем и среднем классах упор больше делался на общеобразовательные предметы, такие как география, история, математика, рисование, зоология, а военные предметы вообще не изучались.

Учебный план по предметам был расписан на весь курс обучения. В приготовительном классе обучение начиналось с элементарных основ, а в верхнем классе изучались уже довольно сложные темы.

Кардинально от младших классов отличался верхний класс, в котором кадеты приступали к изучению военных предметов, таких как топография в поле, артиллерия, полевая фортификация, начало тактики и малая война. Особое место среди всех предметов занимали Закон Божий и русский язык, которым во всех четырех классах было уделено максимум внимания. Их программа изучения была самая большая, на экзамене сдача именно этих предметов предопределяла все.

На азиатском направлении учебный план был схож, но большая направленность делалась на общеобразовательные дисциплины, так как воспитанники этого отделения гораздо слабее были подготовлены в образовательном отношении, чем кадеты европейского отделения.

Изучались также артиллерия, топография, начальная тактика и малая война. Полевая фортификация и черчение были исключены из учебной программы. Закон Магометанский заменял Закон Божий.

Все предметы оценивались по 12-балльной системе. Кроме этих предметов, все кадеты обучались гимнастике, плаванию, танцам и церковному пению, а с верхнего класса еще и фехтованию. Очень важным внеклассным предметом, которому уделялось особое внимание, была верховая езда. Опытные инструкторы, особенно в верхнем классе, ей уделяли максимум внеклассного времени.

Учебный процесс продолжался с августа по июнь. Время с 15 июня по 1 августа назначалось для лагерных занятий, но допускалось увольнение воспитанников в отпуск в награду за успехи в науках и при хорошем поведении.

Летние лагерные занятия

Летним лагерным занятиям придавалось большое значение в корпусе, так как именно там кадеты получали специальные практические навыки и умения, которые им в дальнейшем так были нужны. Да и сама атмосфера в лагере максимально соответствовала реальным полевым условиям.

Полевой лагерь располагался в четырех верстах от города Оренбурга на возвышении недалеко от реки Сакмары, где для кадетов были сооружены бараки. Все это создавало обстановку наиболее приближенную к боевой, для наилучшей адаптации воспитанников к боевым действиям.

После лагерного сбора окончившие курс обучения кадеты сдавали установленный экзамен, по результатам которого переводились в следующий класс, а самые старшие выпускались из корпуса.

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание также было поставлено в корпусе на высоком уровне, отвечая требованиям военного ведомства в данном вопросе. Вот как описывает в 1854 году состояние воспитательной работы в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе Член Совета и инспектор военно-учебных заведений генерал-лейтенант барон Розен:

«Воспитатели вполне понимают цель своего назначения и стараются внушить детям, получившим столь разнообразные начала по разности веры, языка и обычаев, их долг. Проступки воспитанников были большей частью такие, которые свойственны их возрасту и ограничивались в основном одним выговором. Поощрения, делаемы соответственным похвальным поступкам, они состоят в получении одобрения эскадронных командиров и воспитателями комитета прибавлением балла за поведение, написанием фамилии отличного ученика на красную доску, благодарностью в приказ по корпусу...» (2).

Данный вывод инспектирующего лица еще раз подчеркивает, что в вопросах воспитательной работы кадетские корпуса придерживались определенных, выработанных годами правил, позволяющих воспитывать кадетов с твердыми моральными устоями, и теми чертами характера, которые необходимы казачьему офицеру.