Юнкерские казачьи училища второй половины XIX века - Получение воинского звания при выпуске

Значимой составляющей военной реформы 60-х гг. XIX в., во главе которой стоял Д. А. Милютин, было преобразование военно-учебных заведений. В эти годы Александром II было утверждено положение Военного совета о юнкерских училищах. Их учреждение являлось самым фундаментальным изменением, касающемся военно-учебных заведений по подготовке офицерских кадров.

Содержание материала

Получение воинского звания при выпуске

Выпуск из училища и распределение на вакансии по войскам полностью зависел от того разряда, который получал будущий офицер по результатам экзамена и старшинства по баллам относительно других выпускников. Разряд причислялся, исходя из той суммы баллов, которую по результатам экзамена получал выпускник.

Экзамены производились особой комиссией, которая обычно состояла из преподавателя этого предмета, по которому производилось испытание, преподавателя схожего либо однородного предмета, а также представителя от командования казачьего войска и начальника училища.

Гораздо сложнее дело обстояло с определением старшинства.

Старшинство определялось по наибольшему количеству баллов, полученных выпускником по различным показателям, причем каждому из которых были присуждены множители, исходя из их важности.

Так, наибольший множитель в 9 баллов присуждался поведению, потому что именно оно определяло характер и наклонность к служебной деятельности.

Вторым по важности признавались строевая служба и строевое образование, ведь выпускник будет не только руководить, но и обучать солдат, здесь множитель определялся в 8 баллов.

Далее следовали специальные науки со множителем в 7 баллов, так как именно благодаря им будущий офицер получает сведения, необходимые строевому командиру.

Замыкают список критериев общие науки со множителем в 5 баллов. Каждый из критериев разделялся на соответствующие составляющие. Так, строевое образование включало в себя:

  • верховую езду,
  • фронтовое учение,
  • гимнастику, фехтование и умение владеть оружием и
  • практические занятия.

Каждый из показателей мог быть оценен по 12-балльной системе, а затем выводился общий средний балл за весь критерий.

Полученные баллы перемножались на соответствующие множители и складывались. Например, если у выпускника по строевому образованию был средний балл 9, то, перемножив его на множитель — 8, получим сумму баллов по этому критерию — 72. Тот выпускник, у которого сумма всех баллов была больше, и получал старшинство относительно своего разряда по выпуску.

Однако были и исключения. Так, сотенный вахмистр, невзирая на сумму баллов, становился в своем разряде выше всех, а младшие командиры — выше остальных юнкеров.

До 1880 года юнкера выпускались по 2-м разрядам, окончившие курс выпускались в части со званием портупей-юнкер, производство в офицеры совершалось по представлению войскового начальства. Причем те, кто окончил по первому разряду, производились в офицеры без вакансий, а те, кто окончил по второму — только на вакансии. Были и такие, кто не смог сдать экзамен, они либо оставались на второй год, либо отправлялись в свои части со свидетельствами о прослушивании курса.

После 1880 года условия выпуска из училищ изменились, это было связано и с введением нового звания подхорунжий, а также с возникновением новых обстоятельств. Окончившие курс юнкера получали сразу звание подхорунжий, а разряд их по выпуску стал определять старшинство в войсках на получение вышестоящей должности. Все это придавало определенный стимул, который был очень важен и благодаря которому юнкера стремились как можно лучше закончить обучение.

Были, однако, некоторые случаи, когда выпускники получали сразу по окончании училища чин хорунжий. Так, в 1888 году счастье улыбнулось некоторым кубанцам и терцам — воспитанникам Ставропольского казачьего юнкерского училища.

Во время приезда на Кавказ Государя Императора Александра III четырнадцать перворазрядных юнкеров этого выпуска были произведены в хорунжие лично самим царем в присутствии Марии Федоровны и Государя — наследника атамана всех казачьих войск Николая Александровича во время смотра войск на станции Минеральные Воды. Годом ранее Александр III все с той же свитой посещал Новочеркасское казачье юнкерское училище и также произвел лично в хорунжие двенадцать юнкеров старшего класса.

Источник: Бобылев Д.В. Подготовка казачьих офицерских кадров в России в системе военного образования во второй половине XIX века. - Оренбург, 2010.