Проблемы реализации Продовольственной программы в Оренбургской области

В соответствии с решением майского пленума ЦК КПСС 1982 г., Продовольственная программа СССР была разработана и утверждена в качестве одного из важнейших директивных документов, она послужила базой для разработки региональных программ развития продовольственного комплекса.

Содержание материала

В Оренбургской области* планировалось увеличить потребление основных продуктов питания на одного жителя в следующих размерах: (табл. 4).

Таблица 4 Планирование потребления продуктов питания на одного жителя Оренбургской области за 1980-1990 годы (килограмм, в год)**

Наименование продуктов

1980год

1985год

1990год

Мясо и мясопродуктов

54

58,6

67,5

Молоко и молочные продукты

327

336

375

Хлебопродукты

121

119

119

Картофель

96

117

134

Яйцо (шт.)

250

278

302

Овощи и бахчевые

112

125

134

Рыба и рыбопродукты

14,5

22

22

Сахар

40

43

43

Масло растительное

7,9

12,5

12,5

Фрукты и ягоды

15,7

22

24

* Продовольственная программа Оренбургской области на период до 1990 года и пути ее реализации. Оренбург, 1983.

** В документе не объясняется, по каким причинам на одного жителя Оренбургской области к 1990 году предполагалось потребление мяса, хлеба, сахара, масла растительного, фруктов и ягод меньше, чем в целом по СССР. (ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 80. Д. 187. Л. 49.)

Как видно из таблицы, основной упор в увеличении продуктов питания делался на животноводческую продукцию. Для этого разработанная на десятилетний срок Продовольственная программа области предусматривала максимальные возможности увеличения производства сельскохозяйственной продукции в каждом колхозе, совхозе, личных подсобных хозяйствах и других сельскохозяйственных предприятиях.

Так, заготовки зерна к 1990 году должны были возрасти на 61 %, скота и птицы - на 88 %, молока - на 65 %, яиц - на 57 %, картофеля и овощей в среднем на 32 % (Продовольственная программа Оренбургской области на период до 1990 года и пути ее реализации. Оренбург, 1983. С. 3.) Однако, только для выполнения контрольных цифр по продаже государству зерна в объеме 4,4 млн. тонн хлеборобам Оренбуржья необходимо было довести урожайность зерновых культур до 19,5-20 центнеров с гектара, что на 6,5-7 центнеров выше среднегодового уровня X пятилетки.

При этом Оренбургская область находится в зоне неустойчивого земледелия, периодически подвергается засухе, поэтому большое значение имела оказать мелиорация, но добиться существенного увеличения площадей орошения земель не представлялось возможным, поскольку не разрешалось использовать водные ресурсы реки Урал.

Выделяемые на 1980-е годы фонды минеральных удобрений обеспечивали потребности колхозов и совхозов на 66 %, а поставки материально-технических средств планировались по существу на уровне X пятилетки.

Процесс выполнения Продовольственной программы начался в 1983 году и поначалу оказался весьма результативным.

Для экономического стимулирования сельскохозяйственного производства, утвержденного майским пленумом, в этом году значительно повысили закупочные цены на продукцию земледелия и животноводства. Оренбургской области устанавливалась надбавка в сумме 135 млн. рублей на сельхозпродукцию, реализуемую государству низкорентабельными и убыточными хозяйствами. Увеличивались должностные оклады руководителей и специалистов хозяйств, вводились надбавки за стаж работы животноводам колхозов.

С целью облегчения финансового положения колхозов и совхозов области с них списали и отсрочили 570 млн. рублей. В том же 1983 году колхозы и совхозы Оренбургской области собрали с каждого гектара посева зерновых культур по 14,9 центнера урожая. Успешно выполнили планы закупок животноводческой продукции. Сверх плана продали государству молока — 39 тыс. тонн, яиц — 25,5 млн. штук, скота и птицы - 1088 тонн и шерсти — 245 центнеров в чистом волокне. Прибыль колхозов и совхозов составила 295 миллионов рублей.

В то же время далеко не все вопросы развития сельского хозяйства удалось решить в полной мере. Разработка программы началась, когда план XI пятилетки был уже сверстан. Капитальные вложения и материально-технические ресурсы распределены по министерствам и ведомствам, а при сохраняющейся ведомственной разобщенности трудно было осуществить сколько-нибудь значительные структурные сдвиги, обеспечить эффективное функционирование всего комплекса в рамках территориальных единиц.

За 1981-1985 годы в колхозы, совхозы и другие организации Оренбургского областного агропромышленного комплекса капитальные вложения составили 2484,3 миллиона рублей, стоимость основных фондов сельскохозяйственного назначения увеличилась на 615,2 миллионов рублей, на 3,6 тысяч рублей возросла фондовооруженность и на 6,0 тысяч рублей - фондообеспеченность, а среднегодовое производство сельскохозяйственной продукции в сравнении с X пятилеткой уменьшилось на 106 миллионов рублей, фондоотдача в 1985 году составила 33 копейки, что на 21,5 % ниже, чем в 1980 году.


Себестоимость производства продукции сельского хозяйства

В то же время существенно выросла себестоимость основных видов продукции сельского хозяйства: (табл.5).

Таблица 5 Себестоимость производства основных видов продукции сельского хозяйства Оренбургской области за 1975-1985 годы (рублей за 1 центнер)*

 

продукция

колхозы

совхозы

1975г.

1980г.

1985г.

1975г.

1980г.

1985г.

подсолнечник

15,8

15,4

16,8

27,6

13,9

17,8

картофель

17,8

17,8

26

19,7

18,2

23,7

овощи

21,1

19,7

28,2

14,3

14,6

17,1

привес крупного рогатого скота

157

193

243

187

200

264

привес свиней

173

246

296

168

213

264

молоко

23,4

28,3

35,5

25,6

28,6

37,9

яйца, тыс. шт.

108

211

241

54

66

58

*Оренбургская область в одиннадцатой пятилетке, 1981-1985: стат. сб. Оренбург, 1986. С. 48.

Как показывает таблица, наибольший рост себестоимости сельхозпродукции был допущен в 1981-1985 годы. Одним из факторов увеличения себестоимости явилось снижение производительности труда рабочих совхозов и колхозников с 7806 рублей в среднем за X пятилетку до 7142 рублей в XI пятилетке. При том, что среднемесячная зарплата сельских тружеников за это время существенно выросла с 102 до 182 рублей у колхозников и с 142 до 192 рублей у рабочих совхозов (Основные показатели развития отраслей АПК за 1966-1989 годы. Оренбург, 1990. С. 29).

Экстенсивное земледелие и снижение объемов заготовки зерна

В докладе на IV сессии областного совета народных депутатов от 11 декабря 1985 года «О плане экономического и социального развития области на 1986 год и выполнении плана в 1985 году» отмечалось, что за годы XI пятилетки Оренбургская область недодала государству зерна - 8991,6 тыс. тонн, подсолнечника - 213 тыс. тонн, картофеля - 91 тыс. тонн, скота и птицы - 108 тыс. тонн, шерсти - 131 тонну.

Еще ранее, 30 июля 1985 года, в Совет Министров РСФСР, по инициативе Оренбургского областного комитета КПСС и областного исполнительного комитета, была подготовлена Записка «О плане заготовок зерна хозяйствами области в 1986-1990 годах». В ней изложена просьба об установлении для области реальных объемов закупок зерна на этот период.

Обращение обосновывалось тем, что в условиях недостаточного и неустойчивого по годам выпадения атмосферных осадков за последние двадцать лет (с 1965 по 1985 год) урожайность зерновых культур в области в среднем составляла только 10,8 центнеров с гектара. А достижение в X пятилетке средней урожайности 13,1 центнера с гектара объяснялось увеличением пашни под зерновые культуры с 4530,8 до 4813,1 тысячи гектар (76 % от всей посевной площади сельскохозяйственных культур).

В связи с этим указывались отрицательные факторы дальнейшего экстенсивного способа ведения земледелия (нерациональность использования естественного плодородия почвы, накопление специфических вредителей и болезней, усиление засоренности полей).

Противоэрозийная техника

По результатам сплошного обследования почв Оренбургской области к началу 1986 года площадь сельскохозяйственных угодий, подверженных различным видам эрозий, составляла 3,4 млн. гектар, в том числе пашни - 2,2 млн. гектара, из них водной эрозии — 1,8 млн. гектар, ветровой — 0,4 млн. гектар. Кроме того, имелось 3,3 млн. гектар потенциально опасных в эрозийном отношении земель, преимущественно — ветровой эрозии.

Внедрение почвозащитных и влагосберегающих технологий сдерживалось отсутствием в области необходимого количества противоэрозийной техники. Ее недостаток приводил к тому, что в отдельных хозяйствах применяли только некоторые элементы почвозащитной технологии, что не давало максимального эффекта от внедрения.

Имеющаяся в хозяйствах почвозащитная техника была в основном низкого качества и по своим конструктивным особенностям не всегда отвечала агротехническим требованиям возделывания зерновых культур.

Так, распространенные сеялки СЗС-2,1 с трубчатыми сошниками не копировали рельеф почвы, что приводило к разной глубине заделки семян. Это вызывало снижение урожайности и ухудшение качества твердой пшеницы, основной товарной культуры, а также снижало устойчивость зернового хозяйства к неблагоприятным погодным условиям, что особенно резко проявилось  в сложной погодной обстановке 1981, 1982, 1984 годов.

Высокий плановый объем закупок вынуждал ежегодно заготавливать в государственные ресурсы максимальное количество зерна в ущерб внутрихозяйственным нуждам.

В 1981-1984 годах выделение скоту концентрированных кормов собственного производства уменьшилось на 209 тыс. тонн, или на 21 %, в результате чего развитие животноводства не было эффективным.


Социальные факторы

Отток сельского населения

Что касается социальных факторов осуществления Продовольственной программы, то в 80-е годы XX века продолжался отток жителей деревни в города. С 1979 по 1990 годы городское население Оренбуржья (в основном потребители продуктов питания) увеличилось на 163,4 тыс. человек, а сельское уменьшилось на 68,7 тыс. человек и стало составлять 34,9 % в общей численности населения области (Оренбургская область за 60 лет: стат. сб. Оренбург, 1994. С. 4).

Отток сельских жителей был в основном вызван неудовлетворительным развитием социальной инфраструктуры. Медленно решались вопросы по созданию необходимых условий для труда и отдыха работников сельского хозяйства.

На многих фермах колхозов и совхозов преобладал ручной труд, отсутствовали бытовые условия. Уровень комплексной механизации на фермах крупного рогатого скота по Оренбургской области составлял 81 %, на свинофермах - 76 %, на овцефермах — 21 %.

Проблема закрепления кадров на селе

Решающая роль в реализации Продовольственной программы принадлежала кадрам. Актуальной оставалась в этот период проблема закрепления кадров массовых профессий на селе. Большая их текучесть, недостаточная квалификация, а порой и дефицит отрицательно сказывались на производстве, сдерживали внедрение интенсивных технологий, передовой организации труда.

Не способствовала развитию сельскохозяйственного производства и необоснованная сменяемость руководителей и специалистов хозяйств.

Только за XI пятилетку в Оренбуржье было заменено 64 % председателей колхозов, 67 % директоров совхозов, 82 % главных агрономов, 74 % главных инженеров. Всех директоров совхозов заменили в Тоцком, Новосергиевском районах, на 90 % в Адамовском, Кувандыкском. Сменились все председатели колхозов в Пономаревском, Кваркенском районах.

Анализа первых итогов

С учетом указанных недостатков Оренбургский обком КПСС и облисполком просили рассмотреть вопрос об установлении плановых объемов закупок зерна на 1986-1990 годы в количестве 3300 тыс. тонн ежегодно, при среднегодовой урожайности зерновых культур до 15 центнеров с гектара.

Приведенные цифры рассматривались ими как временная мера, крайне необходимая в период перехода к интенсивным способам ведения земледелия.

Однако и эти объемы для сельского хозяйства Оренбургской области оказалось невыполнимы. В 1990 году закупки зерновых во всех категориях хозяйств области составили только 2708 тысяч тонн, при урожайности 14,4 центнера с гектара.

С целью анализа первых итогов в реализации решений майского (1982 года) пленума ЦК КПСС в 1984 году было созвано Всесоюзное экономическое совещание по проблемам АПК. В докладе М. С. Горбачева отмечалось, что прошедшие два года с принятия Продовольственной программы показали несоответствие состояния дел в сельском хозяйстве ее требованиям.

Указывалось, что многие колхозы и совхозы ряда республик, краев и областей произвели меньше запланированного и недодали государству значительные количество сельхозпродуктов. Выход из создавшегося положения предлагался в виде ускоренного перевода всей сельскохозяйственной отрасли на интенсивные методы производства (Резервы   аграрной   экономики: Материалы Всесоюзного экономического   совещания   по   проблемамагропромышленного комплекса / Сост. И. И. Скиба, С. Г. Андреев. М.: Политиздат, 1984. С. 16.)

Анализ процесса реализации Продовольственной программы показывает, что главная причина ее неудачи заключалась в отсутствии стимулов для более полного выполнения заданий, механизмов ресурсосбережения в сельскохозяйственном производстве, низкой мотивации работников к высокопроизводительному труду.

Пересёлкова З.Ю. Аграрная политика Советского государства и ее реализация на Южном Урале в 80-е годы XX века. - Оренбург, 2010.