Москва – Третий Рим

Цивилизация и культура Византийской империи со столицей Новый Рим (Константинополь) в значительной степени повлияли на развитие России.

Москва – Третий Рим

Цивилизация и культура Византийской империи со столицей Новый Рим (Константинополь) в значительной степени повлияли на развитие России.

В девятом веке христианские миссионеры были отправлены из христианской империи в Киевскую Русь. Их работа принесла плоды, когда в 988 году киевский князь Владимир I (Владимир Святославич, Красно Солнышко) обратился к «Новому Риму» для духовного руководства и был крещен по греческому обряду. Владимир обратил Русь в Православный Мир. Константинопольский патриарх назначил епископа для Киева, и до 15 века продолжал назначать сановников высшего ранга.

В 1054 году религиозное разделение Старого Рима и Нового Рима стало окончательным, поскольку католическое и православное христианство разделились. Русское христианство прочно укоренилось в православной сфере богословия, экклезиологии, литературы и литургии.

В 13 веке крестоносцы завоевали Константинополь и большую часть Византийской империи во время Четвертого крестового похода (1202–1204) и стремились навязать католическое христианство православной империи. Примерно в это то же время православие в России пострадало от удара, когда монголы разрушили Киев (1240) и установили свою гегемонию, которая продолжалась до конца 15 века.

С разрушением Киева и монгольским господством в славянском южном регионе северный город Москва начал расти. В первой четверти 14 века русский митрополит предпочел поселиться в Москву, где в 1326 году начали строительство собора, а год спустя состоялось его освящение во имя Успения Пресвятой Богородицы, что следует из описания Успенского собора Московского Кремля.

В 1380 году при поддержке церкви Великий князь Московский Димитрий Донкой победил монголов в Куликовской битве. Хотя их гегемония продлилась еще столетие, монгольское влияние на северную Русь было ослаблено, а престиж Москвы значительно вырос.

Москва считала себя поддерживающей мантию Православия против враждебных сил католического христианства, которые нападали на православную Русь в лице тевтонцев, рыцарей, шведов, поляков и литовцев в XIII и XIV веках, а также нехристианских сил, таких как монголы.

До этого времени митрополита русского православия выбирал Константинопольский православный патриарх. Однако это изменилось после Ферраро-Флорентийского собора 1438–1439 гг., когда Византийская империя, столкнувшись с непреодолимой угрозой турок-османов, подчинила Православную Церковь папству.

Москва и Русское Православие отвергли этот церковный собор и его подчинение как не соответствующее истинному христианству. Отныне Русская Православная Церковь была независима от Константинопольского контроля.

В 1453 году Константинополь, или Новый Рим, пал после осады и последующего захвата города армией османского султана Мехмеда II. Русский царь Иван III Великий (годы правления 1462–1505) женился на византийской царевне Софье Палеолог – племяннице последнего императора Византии, Константина XI, погибшего при взятии Константинополя турками, – и унаследовал мантию Христианской империи, основанной Константином I (ум. 337), основателем Нового Рима.

Русские поняли, что Бог допустил разграбление Старого Рима немцами в пятом веке, и перенес имперский и религиозный центр христианского мира в Константинополь. Теперь Бог постановил, что Второй Рим должен пасть. Когда другие Восточные Патриархаты (Александрия, Антиохия, Иерусалим) также находились в руках мусульман, Русская Православная Церковь посчитала, что она теперь выступает в качестве единственного истинного поборника Православия.

Наиболее четко эту преемственность сформулировал старец псковского Елеазарова монастыря Филофей в своем письме к царю Василию III в 1510 году:

«Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать».

Царь стал новым защитником православия, а в 1589 году митрополит Московский Иов был произведен в сан патриарха.

Для дальнейшего чтения: Riasanovsky, N. A History of Russia. NY: Oxford University Press, 2005; Ware, Timothy. The Orthodox Church. NY: Penguin Books, 1997. Matthew Herbst.