Наука 19 века

Николаевская обсерватория

Основание Николаевской обсерватории

Николаевская морская обсерватория в мае 2021 г. отмечает 200 лет со дня основания.

Педагог Егор Осипович Гугель

Егор Осипович ГугельВ середине 50-х годов XIX в. К.Д. Ушинский, тогда мало еще кому известный, наткнулся в подвале Гатчинского сиротского института на два больших шкафа, простоявших опечатанными в течение полутора десятков лет. Без дозволения администрации сняв печати со створок, Ушинский обнаружил бумаги и книги по педагогике, принадлежавшие его предшественнику — в свое время отстраненному от работы и ошельмованному инспектору института Егору Осиповичу Гугелю.

Рождение иммунологии: открытия Ильи Мечникова и Пауля Эрлиха

илья мечниковВо второй половине XIX века было выдвинуто множество гипотез о том, как работают вакцины. Например, Пастер и его последователи предложили теорию «истощения». Подразумевалось, что введенный микроб поглощает в организме «нечто», пока его запасы не иссякнут, после чего микроб погибает.

Открытие антитоксинов от дифтерии и столбняка (Эмиль фон Беринг, Китасато Сибасабуро)

эмиль фон берингВ конце XIX века дифтерия была одной из многих болезней, уносивших огромное количество человеческих жизней. Только в Германии от нее ежегодно погибало 50 тыс. детей. Дифтерию вызывают бактерии Corynebacterium diphtheriae, которые поражают верхние дыхательные пути, вызывая опасные для жизни отеки, наносят огромный вред сердцу и нервной системе.

Создание вакцин против холеры, чумы (Владимир Хавкин) и брюшного тифа (Алмрот Райт)

владимир хавкинВ конце XIX века вакцинация переживала новый золотой век. В этот период были открыты бактерии — возбудители многих болезней, в том числе гонореи (1879), брюшного тифа (1880), туберкулеза (1882) и дифтерии (1884).