Радикальные изменения в системе управления образованием, содержании образования, вызванные Октябрьской революцией 1917г., активизировали теоретическую деятельность оренбургских педагогов. Отдаленность от, центра, отсутствие устойчивой связи с центром в период граждаской войны заставляли изыскивать собственные пути реформирования школы в духе «идеи единой трудовой школы».
К числу первых Оренбургских педагогов-теоретиков, авторов собственных педагогических концепций, методик и учебников следует отнести первого директора Неплюевского военного училища (будущего кадетского корпуса) Григория Федоровича Генса. Как известно, учебные планы, программы, постановка воспитательной работы в Оренбургском военном училище были с самого начала особыми, оригинальными документами, отличающимися от подобных документов других военных учебных заведений.
Реформы 1918г. имели своей целью изменение как формы, так и содержания образования. Стандарт «Единой трудовой школы», состоящей из двух ступеней: 1-я — для детей от 8-ми до 13-ти лет (5-ти летний курс) и 2-я — от 13-ти до 17-ти лет (4-летний курс), просуществовал четыре года.
Система повышения квалификации работников образования в 20-е годы была построена на опыте повышения квалификации учителей в дореволюционный период, прежде всего на опыте земства. Для руководства переподготовкой и повышением квалификации просвещенцев в 1924г. при губоно был создан специальный отдел, который получил название губернского методического бюро (губметбюро).
Реформы 1918г. разрушили прежнюю систему подготовки кадров для школы. Из всех учебных заведений, выпускники которых имели право на учительскую работу: женский институт, епархиальное училище, духовное училище, духовная семинария, дополнительные классы для выпускниц женских гимназий, учительская семинария, учительский институт и русско-киргизская учительская школа;, только учительская семинария, учительский институт и русско-киргизская учительская школа продолжили свою работу под новыми названиями.