В создании этого коллективного научного исследования, подготовленного сотрудниками Института истории, филологии и философии СО АН СССР в содружестве с историками Москвы, Ленинграда, Иркутска, Томска, Кемерова, Омска, Улан-Удэ, Читы, Якутска, Магадана, Владивостока, Хабаровска участвовали 159 ученых. Пятитомник «История Сибири» дает исчерпывающую картину последовательной смены культурно-исторических периодов на этой части Азиатского материка, начиная с ее древнейшего прошлого, раскрывает истоки исторически складывающейся дружбы народов нашей страны.
Первый том («Древняя Сибирь») начинается с истории первоначального заселения Северной Азии человеком и заканчивается тем коренным поворотом в судьбах народов Сибири, который был связан с присоединением ее к Русскому государству. История этого сурового и богатого края привлекала историков еще в XVIII в., начиная с Г. Ф. Миллера, для которого дорусская Сибирь была ограничена временем господства монголов и татар. Тогда же стало складываться представление о том, что сибирские народы не имели собственной истории, а если она и была, то «второго сорта». Вопреки этому распространенному в дореволюционной науке мнению авторы тома на громадном фактическом и документальном материале прослеживают все то оригинальное и самобытное, чем отмечен исторический путь коренного населения Сибири, его весомый вклад в историю мировой культуры.
Чертами своеобразия отмечены уже самые древние памятники культуры сибирских племен. В эпоху палеолита на берегах Ангары, Лены, Енисея охотники на мамонтов оставили поселения, орудия, произведения искусства, во многом близкие тому, что существовало у их современников в приледниковой Европе, но вместе с тем с рядом ярких оригинальных отличий. Реалистические традиции палеолита продолжались в творчестве потомков первых сибиряков — в неолите на берегах Лены и Ангары таежные охотники покрывали скалы тысячами великолепных рисунков. В то же время на Амуре оседлые рыболовы и земледельцы жили деревнями, в прочных полуподземных домах, их материальная и духовная культура была иной, но не менее яркой. Новая полоса в истории сибирских племен началась с внедрения в их жизнь металла. Особенно наглядно этот процесс прослежен в степях Южной Сибири (на Оби, Иртыше, Енисее) и в Забайкалье. В эпоху бронзы и в начале железного века «звериный стиль» в искусстве степных племен, пронизанный драматизмом и ощущением борьбы, стал как бы своеобразным символом новых общественных порядков и социальных противоречий, связанных с выделением аристократической верхушки в скотоводческих племенах. В I тысячелетии до н. э, скифские племена простирали свои кочевья от Причерноморья до Енисея, и это снова напоминает о древнем культурном единстве населения Евразии. В I тысячелетии новой эры, поднимаясь выше в экономическом и социальном развитии, племена тюрков и гуннов снова связывают север Азии с Европой, а на Дальнем Востоке формируются первые местные государства бохайцев, чжурчженей и киданей. Археология уже непосредственно связывается здесь с этнографией и древней историей эвенков, якутов, нанайцев и многих других народов Сибири и Дальнего Востока.
Второй том («Сибирь в составе феодальной России») на огромном материале раскрывает судьбы сибирских земель с середины XVI до середины XIX в. Глубоко прослеживаются многообразные процессы превращения Сибири в органическую часть многонационального Российского государства. Последовательно рассматривается история присоединения Сибири к России, хозяйственного освоения Сибири, управления краем, этапы его экономического и культурного развития, особенности социальных и национальных отношений и классовой борьбы в периоды расцвета феодального строя, его разложения и роста капиталистических отношений в России. Все эти процессы показаны с новых точек зрения. Например, шире и глубже, чем это удавалось ранее историкам, выявлена здесь первостепенная роль трудового русского крестьянства (а не купцов, торговцев соболями, воевод и т. п.) в освоении девственной земли Сибирц. Благодаря этой плодотворной роли история сибирских народов, вошедших в состав могущественного централизованного государства, пошла принципиально иным путем, чем история аборигенов Австралии, Тасмании или индейских племен Америки. Коренные народы Сибири сохранили свою материальную и духовную культуру, языки, верования (несмотря на активное наступление на них фанатичных церковников). Русские крестьяне научили возделывать пашню, есть хлеб, передали массу культурных навыков и достижений, неведомых тогда малым народам Северной Азии.
Завершающие разделы второго тома и третий том («Сибирь в эпоху капитализма») показывают двухвековой сложный процесс рождения нового экономического строя и вытеснения феодальных порядков капиталистическими отношениями. Хотя в Сибири не получили распространения помещичье землевладение и крепостное право, ее труженики испытывали тяжелую эксплуатацию со стороны других представителей помещичье-буржуазного государства: чиновников, купцов, золотопромышленников, кулаков, духовенства. Авторы третьего тома показывают, как крестьяне-переселенцы из Европейской России, искавшие за Уралом волю и землю, свободную от помещиков, превращали сибирские окраины в житницу страны, строили села и города, открывали залежи природных богатств, осваивали их, трудились на приисках, рудниках, заводах; как на рубеже XIX — XX вв. сооружение Великого Сибирского железнодорожного пути, став воплощением созидательной силы народного труда, усилило экономические, политические и культурные связи Азиатской и Европейской России; как усиливалось плодотворное влияние на сибирские окраины передовой русской культуры, общественной мысли, революционного движения и складывались революционные традиции сибиряков.
Особый интерес представляют главы, посвященные роли политических ссыльных и каторжан в разные периоды освободительного движения, деятельности В. И. Ленина и других революционеров-марксистов в Сибири, первым Советам и вооруженным восстаниям там в период первой русской революции, национально-освободительному движению сибирских народов, сибирякам-революционерам периода первой мировой войны и Февральской буржуазно-демократической революции.
Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войне в Сибири по-священ первый раздел следующего, четвертого тома («Сибирь в период строительства социализма»). Окончательная победа Советской власти в Сибири и на Дальнем Востоке и освобождение их от иностранных интервентов позволили сибирякам вместе со всей Советской страной вступить на путь строительства новой, социалистической жизни. В периоды восстановления и начала реконструкции народного хозяйства (1921—1928 гг.), реконструкции народного хозяйства и победы социализма в СССР (1929—1937 гг.) народы Сибири достигли выдающихся успехов в развитии промышленности, сельского хозяйства, транспорта, здравоохранения, науки и искусства.
В четвертом и в завершающем, пятом томе («Сибирь в период завершения строительства социализма и перехода к коммунизму») наглядно показано историческое значение творческой преобразующей работы, совершаемой сибиряками вместе со всеми народами нашей страны под руководством КПСС. Сибирь внесла свой огромный вклад в борьбу со смертельным врагом человечества — фашизмом в период Великой Отечественной войны. В далеких районах сибирского тыла ковалось оружие победы, на фронтах, особенно в переломные дни боев под Москвой, сибиряки покрыли себя неувядаемой славой. В годы послевоенных пятилеток (1946— 1958 гг.) и на новом этапе коммунистического строительства (1959—1965 гг.) сибирская земля достигает небывалого расцвета. Оглядываясь на путь социалистических преобразований в Сибири, читатель видит не только плотины Иркутской, Братской ГЭС, огни Норильского металлообрабатывающего комбината, алмааные копи Мирного в Ви-люйской тайге, золотые прииски Магадана, но и создание собственной письменности у бурят, якутов и тунгусов-эвенков, Якутский университет, Академический городок СО АН СССР под Новосибирском.
Пятитомная «История Сибири» —итог глубокого научного исследования исторических процессов, продолжающихся и сейчас, в наши дни. Будучи неотъемлемой частью всемирной истории, эти процессы и итоги их научного познания помогут решению многих сложных и острых проблем современного человечества.
В 1973 г. за этот капитальный труд, опубликованный в 1968—1969 гг., была присуждена Государственная премия СССР академику А, П Окладникову и члену-корреспонденту АН СССР В. И. Шункову. По просьбе А. П. Окладникова премия передана в Фонд Мира как общий вклад ученых Сибири в борьбу нашего народа за мир на Земле.
Наука и человечество. 1975. Сборник - М.: Знание, 1974.