Но для Адриана этого было недостаточно, он хотел гораздо большего — увековечить свое имя в памяти потомков. Зная толк в архитектуре, он понимал, какой властью над людьми обладают величественные здания. К тому же ни один из императоров не откажется от божественных союзников за пределами земных владений. Поэтому лучшим решением было построить новый Пантеон — храм всех богов, который заменил бы старый Пантеон Агриппы, к тому времени изрядно обветшавший. Под руководством Адриана архитекторы спроектировали здание Пантеона, по сей день стоящее в Риме.
Пантеон (Рим, Италия, 118-125 гг.)
Величественный портик с огромными колоннами и треугольным фронтоном служил парадным входом в храм. Сразу за портиком находился просторный круглый зал, перекрытый куполом. Стоя под его сводами, вошедшие в Пантеон люди испытывали настоящее потрясение. Совершенно свободное пространство, ограниченное только стенами, под рукотворным бетонным куполом создавало чувство единения, связи с небесами. Их постоянное присутствие ощущалось благодаря окулюсу — отверстию диаметром 8 метров, расположенному в центре полусферы купола. Пантеон был поистине великолепен. По замыслу его авторов, оценить по достоинству труды императора могли теперь не только подданные Римской империи, но и сами боги. Очевидно, что человек, построивший такое сооружение, должен был пользоваться их особой милостью.
Купол Пантеона был на тот момент самым большим бетонным куполом в мире и стал настоящим чудом архитектуры. Возвести его могли лишь римские строители, для которых работа с подобными конструкциями и материалом была хорошо знакома.
Купол — сложное сводчатое перекрытие, «дальний потомок» арки. Независимо от того, к какому типу принадлежит купол — полусферическому, эллиптическому, или он плоский, как блюдце, — в любом случае строители при его возведении будут руководствоваться основополагающими правилами распределения нагрузки в здании. Чтобы понять, как работают силы сжатия и растяжения в купольных перекрытиях, взгляните на рисунок внизу. На куполе, как на глобусе, намечена сетка из меридианов (вертикали) и параллелей (горизонтали). У вершины купола меридианы сходятся к центру и «сжимают» параллели. У основания же купола меридианы, наоборот, расходятся и «растягивают» параллели.
Где-то между этими двумя крайностями есть участок свода купола, который не подвергается растяжению и сжатию. Он отмечен пунктирной линией. Чтобы купол не обрушился, при строительстве очень важно найти баланс сил растяжения и сжатия.
Для того чтобы сбалансировать и удержать огромный купол Пантеона, инженеры разработали для здания сложную конструктивную систему. Сначала был построен облицованный кирпичом цилиндр массивных стен. Своего рода каркасом в стенах было кольцо из мощных опор- пилонов, соединенных между собой разгрузочными арками. Затем этот «каркас» залили бетоном, возведя толстые, крепкие стены. Внутренние арки были нужны, чтобы снять нагрузку с оконных проемов, проходов и ниш, передав ее на опорные пилоны в стенах и на фундамент здания.
И все же прочных стен было недостаточно, чтобы удержать вес бетонного купола. Очень важно было укрепить соединение стен и свода. Именно здесь горизонтальный распор — сила, «расталкивающая» стены в разные стороны, — особенно разрушителен. Для этого в основании купола строители выложили несколько дополнительных слоев бетона — так называемых ступенчатых колец. Они придали основанию купола дополнительный вес и накрепко соединили стены и свод. Сам купол устроен так, чтобы стены могли удержать его. В толще бетонного свода инженеры заложили систему разгрузочных арок. К тому же толщина бетонного слоя купола изменяется от вершины к основанию. Наверху толщина свода всего полтора метра, в то время как около стен, за счет ступенчатых колец, она достигает 5 метров!
Но это еще не все. При возведении храма строители последовательно изменяли состав бетона, тем самым облегчая конструкцию. Бетон изготовляют, смешивая цемент, воду и заполнитель, например мелкие камни и песок. В бетоне, из которого построен Пантеон, использовались разные заполнители: для опорных стен и фундамента — тяжелый базальт, а у вершины купола — пемза, легкая вулканическая порода.
Несмотря на то что Пантеон почти полностью отлит из бетона, при его строительстве огромную роль сыграло дерево. Чтобы возвести стены и купол храма, все протранст- во внутри него заполнили лесами. Они поддерживали полусферическую деревянную форму, поверх которой строители отливали бетонный купол, и одновременно образовывали множество платформ, где могли трудиться рабочие.
На внутренней поверхности купола предполагалось сделать пять рядов небольших ступенчатых квадратных углублений — кессонов. Для этого по всей поверхности деревянной полусферы, на которую отливали купол, строители смонтировали специальные формы из деревянных досок. Поверх этой своеобразной опалубки заливали бетон, и он застывал в форме кессона. Кессоны не только эффектно смотрелись, благодаря им уменьшался общий вес купола.
Самая, пожалуй, примечательная особенность купола Пантеона — это окулюс, отверстие в его вершине. Здесь, в месте, где сила сжатия достигает своего максимального значения, строители выложили кирпичное кольцо толщиной 1,5 метра. Как и в случае с туннелями, сила сжатия равномерно распределяется по внешней стороне кольца и оставляет свободным внутреннее пространство. Только в случае с Пантеоном такое кольцо пропускает через себя не машины или поезда, а дневной свет и капли дождя.
Людям, находящимся внутри Пантеона, купол кажется абсолютно идеальной полусферой. Его диаметр — около 44 метров. Точно такое же расстояние — от окулюса в вершине купола до пола зала. А если добавить к этой безукоризненной геометрии ежедневное движение пятна солнечного света внутри здания и окошко в звездное небо ночью, то Пантеон видится нам уже не просто очередным, пусть и величественным, зданием. Он становится храмом неба на Земле — в Риме, сердце великой империи.
Дэвид Маколи
Как это построено: от мостов до небоскребов. Иллюстрированная энциклопедия.