Внешняя политика Клинтона и глобальная стратегия США - Страница 7

Новые подходы США к решению проблем безопасности формировались в процессе разработки глобальной стратегии на период после распада биполярного порядка. Обсуждавшиеся в ходе внешнеполитических дискуссий концепции были использованы администрацией Клинтона при подготовке официального документа, известного как «Стратегия национальной безопасности вовлеченности и расширения»17. Представляется необходимым проанализировать предлагавшиеся концепции, так как окончательный документ вобрал в себя разные идеи — приверженцев откровенной гегемонии и сторонников варианта «скрытой» (либеральной) гегемонии, часто отождествляемой с мировым лидерством18.

Содержание материала

Авторы сделали акцент на следующих положениях: 1) необходимо усиление политических функций НАТО с одновременным реформированием ЗЕС, который со временем может играть более значимую военную роль в Европе; 2) ЕС и НАТО должны быть в перспективе открытыми для всех государств, идущих   по   пути   либерализации,   включая   Россию   (в случае   ее трансформации в демократическое государство). Конечной целью указанной стратегии, в которой ведущая роль отводилась США, было объявлено создание глобальной системы безопасности, которая соединит Европу и Америку через континент Евразии.

По мнению другого ученого, который также занимался разработкой глобальной стратегии США, известного специалиста по международным отношениям Дж. Айкенберри, создание новой системы безопасности с опорой на НАТО отражает стремление Америки расширить границы либерального демократического порядка. Дж. Айкенберри убежден, что Соединенные Штаты имеют полное право возглавить процесс по созданию нового мирового порядка с опорой на ведущую, по его мнению, международную структуру— НАТО, так как благодаря усилиям США, был положен конец холодной войне 28.

О «незаменимости» и важности НАТО в осуществлении глобальных планов США писал авторитетный эксперт Джорджтаунского университета Ч. Купчан. В одной из своих работ он объявил, что Европейский Союз не может быть прочной основой для формирования трансатлантического сообщества, так как перспективы углубления интеграции в Европе весьма ограниченны - в экономической области из-за узких масштабов торговых интересов ЕС, что не позволит ему конкурировать в регионе Северной Америки и АТР, а в политической области - из-за отсутствия общей угрозы, подобной той, которая существовала в лице Советского Союза. Только на основе и с помощью НАТО, по мнению Ч. Купчана (и он не был одинок в этом мнении), возможно осуществить планы по расширению зоны демократии и мира в Европе. Политолог упрекает членов ЕС в том, что для вступления в Союз выдвигаются слишком жесткие условия, однако он не упоминает о том, что прием в НАТО предполагает практически полное подчинение интересам США со стороны ее новых членов из числа стран Центральной и Восточной Европы или других потенциальных членов альянса29.

28 Ikenberry J. The Myth of Post-Cold War Chaos // Foreign Affairs, vol. 75, No. 3 (May/June 1996), pp. 79-91.
29
Kupchan Ch. Reviving the West // Foreign Affairs, vol. 75, No. 3 (May/June 1996), pp. 92-104.