Океанское направление развития русского флота

Корвет РындаСерийная постройка крупных кораблей, изначально проектировавшихся как винтовые, началась с осени 1855 года. В Петербурге и Архангельске были заложены 20 парусно-паровых крейсеров классов «корвет» и «клипер». Механизмы для всех кораблей изготавливались на петербургских заводах. В Архангельск их доставляли в разобранном виде.

Несмотря на недостатки, обусловленные спешкой, все корабли были спущены на воду в 1856 году. На следующий год частная верфь в Бордо получила заказ на два корабля: фрегат «Светлана» (рис.1.5) и корвет «Баян». Еще год спустя в Кронштадт пришел построенный в Нью-Йорке винтовой фрегат «Генерал-Адмирал».

Кроме упомянутых фрегатов, с 1857—1863 гг. в строй были введены винтовые фрегаты «Аскольд», «Илья Муромец», «Громобой», «Олег», «Пересвет», «Ослябя», «Дмитрий Донской» и «Александр Невский», построенные на отечественных верфях.

В 1855—1856 гг. в Петербурге на Охтенской верфи были построены винтовые корветы «Боярин», «Новик», «Медведь», «Посадник», «Гридень», «Воевода», «Вол» и «Рында» (рис.1.6). В 1856—1858 гг. в Або (Финляндия) был построен корвет «Калевала», а в 1857 г. в Бордо — «Баян». В 1859–1863 гг. в Петербурге была построена серия корветов «Богатырь», «Витязь», «Варяг» и «Аскольд».

В 1856 г. в Архангельске построили шесть винтовых клиперов: «Разбойник», «Стрелок», «Джигит», «Опричник», «Пластун» и «Наездник». Клипер «Гайдамак» был построен в Англии в 1860 г., а клипера «Абрек» и «Всадник» тогда же в Финляндии. В Петербурге были построены клипера «Алмаз» и «Жемчуг» (1861 г.), «Изумруд» и «Яхонт» (1862 г.).

фрегат светлана

Рис. 1.5. Фрегат «Светлана» готовится покинуть Бордо.

Винтовые фрегаты, корветы и клипера строили из лучших пород древесины, в наборе корпуса начали использовать элементы из железа. Суда стали длиннее. Так, например, отношение длины корпуса к ширине у фрегата «Александр Невский», спущенного в 1861 г., составило 5,3 против 3,97 у парусного фрегата «Паллада», спущенного в 1832 г.

Фрегаты, корветы и клипера сочетали паровые машины с отличным парусным вооружением. Любопытно, что максимальная скорость этих судов под паром была в среднем ниже, чем под парусами. Так, фрегат «Илья Муромец» давал под паром до 8 узлов, а при полном ветре под парусами — 12 узлов. А скорость хода корвета «Богатырь» под парусами достигала 14 узлов (69, с.38).

Фрегаты, корветы и клипера предназначались для действий в океане и должны были большую часть времени проводить под парусами. Машины вводились в действие лишь в штиль, в узкостях прибрежных вод и, разумеется, в бою. Чтобы не мешать действиям с парусами, на многих судах паровые трубы делались телескопическими, т.е. убирающимися. Поэтому часто на фотографиях и рисунках парусно-паровые суда выглядят как чисто парусные. Чтобы гребной винт не создавал дополнительного сопротивления при ходе под парусами, его разъединяли с валом и поднимали внутрь корпуса через специальный колодец.

Корвет Рында

Рис.1.6. Корвет «Рында»

Парусно-паровые суда обладали огромной автономностью и могли месяцами не заходить в порты. И это в мирное время, а ведь в случае войны они могли пополнять запасы воды, продовольствия и угля с захваченных торговых судов.

Оценивая русские паровые винтовые корабли, построенные в первые годы после Крымской войны, известный русский адмирал, член Морского ученого и Кораблестроительного технического комитетов И. А. Шестаков (23, с. 386) отмечал, что по мореходным и маневренным качествам они не уступали лучшим европейским кораблям. Однако были слишком уязвимы от огня артиллерии и не могли противостоять броненосным кораблям стран Западной Европы.

См.: Военно-морской флот России середины XIX - начала XX века`

istoriirossii.ru