Броненосец ‘Петр Великий’

Броненосец ‘Петр Великий’В 1869 г. в Петербурге на Галерном островке был заложен спроектированный под руководством адмирала А. А. Попова башенно-брустверный монитор ‘Крейсер’. 30 мая 1872 г., в день 200-летия со дня рождения Петра I, монитор был переименован в ‘Петр Великий’. Постройкой монитора руководил корабельный инженер М. М. Окунев. В процессе постройки монитор был перепроектирован в мощный мореходный броненосец (рис. 2.7).

Броненосец ‘Петр Великий’В 1869 г. в Петербурге на Галерном островке был заложен спроектированный под руководством адмирала А. А. Попова башенно-брустверный монитор ‘Крейсер’. 30 мая 1872 г., в день 200-летия со дня рождения Петра I, монитор был переименован в ‘Петр Великий’. Постройкой монитора руководил корабельный инженер М. М. Окунев. В процессе постройки монитор был перепроектирован в мощный мореходный броненосец (рис. 2.7).

Новый корабль имел водоизмещение 9820 т. Его корпус был построен из железа по усовершенствованной клетчатой системе с бракетами и стрингерами, с двойным дном. Внутри корабль был разделен водонепроницаемыми переборками; снаружи корпус обшит деревом и медью и снабжен боковыми килями для уменьшения качки. На корабле были установлены две паровые машины Двойного расширения общей мощностью в 10000 индикаторных л. с., работавшие от 12 котлов. Броненосец имел два трехлопастных винта и развивал скорость хода до 15 узлов. Запас угля 1420 т – 14, 5 % водоизмещения (5, с. 259).

Артиллерия броненосца ‘Петр Великий’ состояла из четырех 12-дюймовых орудий в двух двухорудийных башнях, расположенных в диаметральной плоскости, и двух 9-дюймовых мортир — в корме. Залп неслыханной мощи четырех чугунных пушек равнялся двум залпам 100-пушечного парусного корабля (32, с. 138).

Мощное бронирование броненосца ‘Петр Великий’ выдвинуло его в ряд сильнейших броненосных кораблей того времени. По системе бронирования он не имел себе равных. Главный пояс бортовой брони был толщиной в 14 дюймов в средней части и 9 дюймов в оконечностях. Над главным поясом, в средней части корабля, располагался второй пояс также толщиной 14 дюймов, который охватывал со всех сторон обе башни и участок между ними, образуя каземат, который тогда назывался бруствером. Поэтому тогда броненосцы с такой броней назывались башенно-брустверными. Палуба над главным броневым поясом была покрыта 3-дюймовой броней.

Броненосец ‘Петр Великий’

Рис. 2.7. Броненосец ‘Петр Великий’

В сравнительном исследовании новейших броненосцев того времени, произведенном англичанами (результаты опубликованы в 1876 г.), они должны были, к великому своему смущению, признать, что самым мощным в мире броненосцем является броненосец ‘Петр Великий’.

Появление ‘Петра Великого’ широко обсуждалось в печати, в королевском обществе корабельных инженеров и даже в парламенте. Английская печать пыталась доказать, что броненосец ‘Петр Великий’ спроектирован главным корабельным инженером английского военно-морского флота Э. Ридом или при его участии и по образцу английского монитора ‘Девастейшен’. Последнее заставило Э. Рида выступить в газете ‘Таймс’ (9 сентября 1872 г.) с опровержением. Он отрицает факт какого-либо своего участия в создании ‘Петра Великого’ и пишет: ‘Было бы весьма большой лестью в отношении ко мне считать меня в Англии за составителя проекта этого судна, но я не имею никакого желания принимать на себя эту незаслуженную честь и было бы для нас пагубным самообольщением думать, что прогресс во флотах других держав исходит из Англии... Русские успели уже превзойти нас как в отношении боевой силы существующих судов своего флота, так и в отношении употребления новых способов постройки. Их ‘Петр Великий’ совершенно свободно может идти в английские порты, так как представляет собою судно более сильное, чем всякое из наших собственных броненосцев...’ (5, с. 260).

Непривычной для того времени была и насыщенность механизмами ‘Петра Великого’. Совершивший на нем семидневное плавание С. О. Макаров писал: ‘На корабле „Петр Великий” для охотников испытаний представляется полный простор, а изобилие машин делает эти испытания чрезвычайно знаменательными и до крайности разнообразными. Надо сказать, что на корабле со времени начала кампании не было никакого момента, чтобы ни одна машина не вертелась. То вращают башни, то вертят вентиляторную машину [1] для электрического фонаря, пробуют одну из 18 помп, или просто откачивают воду, напускавшуюся для проверки непроницаемости. В крайнем случае, когда все спят, слышна работа маленькой донки [2] от вспомогательного котла, в котором поддерживают пар для парового отопления’ (32, с. 138).

Броненосный флот России набирал обороты.

[1] Вентиляторная машина – парогенератор (32, с. 138).