Приготовительные классы для казаков

Тот факт, что неподготовленность поступающих казаков вела к снижению численности офицерского состава в войсках, не вызывал сомнения. Вот что по этому поводу пишет Начальник Новочеркасского казачьего юнкерского училища А. К. Миллер Начальнику штаба войска Донского:

Тот факт, что неподготовленность поступающих казаков вела к снижению численности офицерского состава в войсках, не вызывал сомнения. Вот что по этому поводу пишет Начальник Новочеркасского казачьего юнкерского училища А. К. Миллер Начальнику штаба войска Донского:

«Из числа молодых людей ежегодно прибывающих для держания вступительного экзамена в училище, оказывается значительный процент не выдержавших экзамена, или же выдержавших его не вполне удовлетворительно - первые из них не принимаются в училище, большинство же последних по решению учебного комитета принимаются. Причиной слабой подготовки молодых людей является окончательное неимение средств получить какую бы то ни было научную подготовку, или же небрежное приготовление молодых людей к экзамену.

Молодые люди, принятые снисходительно в училище, на первых же порах встречают огромные затруднения в прохождении курса младшего класса и часто, несмотря на большое их прилежание вынуждены бывают одни добровольно оставлять училище, другие же быть отчисленными за неуспеваемость или же оставаться на второй год в младшем классе.

Кроме того, юнкера, слабо выдержавшие вступительный экзамен, находясь с юнкерами удовлетворительными, задерживают успешное преподавание, заставляют преподавателей останавливаться в самых элементарных понятиях, что негативно влияет на прохождение курса. По сему предлагаю заведение в училище приготовительного отделения младшего класса, куда должны попадать, все молодые люди, не выдержавшие удовлетворительного вступительного экзамена для поступления в младший класс».

Поэтому в начале 1870-х годов было решено организовать при юнкерских казачьих училищах приготовительные классы. Объем курса приготовительного класса определялся степенью познания, необходимою для сдачи приемного экзамена (была положена программа на вольноопределяющихся 3 разряда), а метод преподавания был как в начальной школе. Но вместе с тем прохождение курса в приготовительном классе для лиц с подготовкой, не удовлетворяющей требованиям программы для поступления, стало обязательным. Время показало, что учреждение данных классов благотворно сказалось на уровне знаний поступающих казаков и количество поступивших стало больше.

Однако выявились и существенные негативные черты.

С учреждением приготовительного класса несколько лет подряд наблюдалось, что в него, с одной стороны, стало поступать много лиц, как с моральной, так и с образовательной точки зрения наименее всего соответствовавших офицерскому званию, так как приготовительный класс стал искусственно привлекать их.

С другой стороны, в класс приходилось поступать и таким вольноопределяющимся, которые без всякого затруднения могли проходить курс младшего класса. И еще одним фактором стало то, что за все время существования приготовительного класса из поступивших в него перешло в младший класс менее половины и более трети исключено за неуспеваемость в науках.

Следствием чего стало то, что, начиная с 1885 года, приготовительные классы во всех казачьих юнкерских училищах стали закрываться. Так, в 1885 году был закрыт приготовительный класс в Новочеркасском казачьем юнкерском училище, а в 1888 году был закрыт последний приготовительный класс в Ставропольском казачьем юнкерском училище.

Бобылев Д.В. Подготовка казачьих офицерских кадров в России в системе военного образования во второй половине XIX века. - Оренбург, 2010.