Авиация РККФ накануне Великой Отечественной войны

Начав свою историю в 1912 году, морская авиация отечественного флота к концу 30-х годов окрепла, и превратилась из вспомогательного, в один из наиболее сильных видов вооружения военно-морского флота. Хотя взгляды на боевое применение авиации не отводили ей роль главной ударной силы флота, морская авиация к началу войны была укомплектована большим количеством самых современных машин и хорошо подготовленным личным составом. По количеству боевых самолетов авиация РККФ была сравнима со всей авиацией Германии (в составе флотов было 2793 боевых самолета в том числе на "западных" флотах 1682), только в 1940 году флот получил 840 машин ДБ-3ф, СБ, И-153, И-16, Як-1, Че-2 и др., а впервой половине 1941 года еще 472 машины в том числе, Ил-2, МиГ-1, МиГ-3, Ар-2.

Начав свою историю в 1912 году, морская авиация отечественного флота к концу 30-х годов окрепла, и превратилась из вспомогательного, в один из наиболее сильных видов вооружения военно-морского флота. Хотя взгляды на боевое применение авиации не отводили ей роль главной ударной силы флота, морская авиация к началу войны была укомплектована большим количеством самых современных машин и хорошо подготовленным личным составом. По количеству боевых самолетов авиация РККФ была сравнима со всей авиацией Германии (в составе флотов было 2793 боевых самолета в том числе на "западных" флотах 1682), только в 1940 году флот получил 840 машин ДБ-3ф, СБ, И-153, И-16, Як-1, Че-2 и др., а впервой половине 1941 года еще 472 машины в том числе, Ил-2, МиГ-1, МиГ-3, Ар-2.

Из общего количества машин более 250 машин были самыми современными, превосходящими иностранные аналоги, около 900 машин были современными, остальные – устаревшие (в основном гидросамолеты). Малое количество торпедно-бомбардировочной авиации обуславливалось тем, что предполагалось вести агрессивную войну против Германии, и первоочередной задачей было завоевание господства в воздухе и поддержка наступательных операций для чего более всего подходили истребители (МиГ-1, МиГ-3, Як-1) и штурмовики (И-153, И-16, Ил-2). Разведывательные функции предполагалось выполнять гидросамолетами и авиацией корабельного базирования. К рассматриваемому периоду времени в рядах ВВС РККФ оставалось менее 2% самолетов иностранного производства, которые использовались в качестве учебных машин. В целом авиация флота была готова эффективно выполнять боевые задачи.

Так как в авиации РККФ большей частью использовались самолеты сухопутного базирования, выпускались они, соответственно, различными отечественными авиазаводами. Разработкой и строительством гидросамолетов и машин корабельного базирования занимался Отдел морского самолетостроения (ОМС), руководимый Д. П. Григоровичем, в его составе находилось несколько подотделов и бригад, занятых отдельными направлениями. Так бригада И. И. Погосского проектировала гидросамолеты, в частности морской дальний разведчик МДР-3 (позже ее коллектив возглавил Г. М. Бериев). Всего ОМС за предвоенные годы разработал более 30-ти проектов морских самолетов, из которых одним из самых удачных можно считать самолет МБР-2. Самолет с отечественным двигателем воздушного охлаждения М-34 имел высокую скорость (260 км/ч), большую дальность полета (1500 км) , хорошую мореходность.

Длительный срок эксплуатации данного самолета говорит сам за себя. Машина использовалась как разведывательный, патрульный, спасательный и самолет связи. Г. М. Бериев перед войной разработал корабельные самолеты Бе-2 и Бе-4, которые пошли в серию и стояли на вооружении ВВС РККФ в качестве артиллерийских отметчиков и разведчиков. Это были цельнометаллические бипланы со складывающимися крыльями , имевшие подфезюляжный поплавок, взлетавшие с корабельных катапульт. В частности именно этими самолетами планировалось вооружить строящиеся линкоры "Советский Союз", тяжелые крейсера типа "Кронштадт" и крейсера пр. 68. Помимо этих моделей КБ Бериева вело разработку складного самолета для базирования на подводных лодках, но так как данное направление было признано неперспективным, работы были свернуты.

Самолеты наземного базирования для ВВС РККФ специально не разрабатывались, а использовались самолеты принятые на вооружение ВВС РККА. Работы по переоборудованию сухопутных самолетов проводились под руководством ОМС. Мощности советской авиапромышленности были в состоянии дать любое требуемое количество самолетов, поэтому проблема увеличения численного состава авиации упиралась только в подготовку соответствующего летного и технического персонала.

Основным местом подготовки летных кадров для флота была Ейская военная школа морских летчиков им. Сталина. В ней готовили летчиков для всех типов самолетов, стрелков-радистов и стрелков-бомбардиров на бомбардировщики и гидросамолеты. Школа в 1935 году была переведена из подчинения ВВС РККА в распоряжение ВВС РККФ. В 1937 году она была преобразована в Военно-морское авиационное училище. В предвоенные годы школа подготовила более 3500 летчиков. Летный состав всех специальностей для минно-торпедной и бомбардировочной авиации обучался в созданном в 1938 году в Николаеве Военно-морском авиационном училище им. С.А.Леваневского.

Одновременно велась подготовка старшего и высшего командного состава авиации флота. В конце декабря 1937 года учреждены самостоятельный Наркомат РККФ и органы управления ВВС РККФ. В сентябре 1938 года в Ленинграде в Военно-морской академии образован командно-авиационный факультет с трехлетним сроком обучения. Он комплектовался командирами, окончившими военно-морское авиационное училище и имевших стаж службы на командно-штабных должностях не менее шести лет, из них командования авиационной частью, подразделением - не менее двух лет. Входившие в состав факультета две кафедры стали центром учебной и научно-исследовательской работы в области организации и боевого применения морской авиации. Весной 1941 года в академии были изданы первые теоретические работы по авиационным проблемам. 9 сентября 1940 года в Новом Петергофе по приказу Наркома РККФ Н.Г.Кузнецова были сформированы Высшие курсы усовершенствования начальствующего состава авиации и ПВО РККФ. На курсах готовили командиров тактического звена и штабных работников для авиационных частей.

Инженерно-технический состав высшей квалификации поступал в ВВС РККФ из Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского, а в марте 1938 года на базе 3-й военной школы пилотов и авиационных техников, переданной в Наркомат РККФ из ВВС РККА , в Перми было создано Военно-морское авиационно-техническое училище. В нем готовили авиационных техников всех специальностей. Механиков, мотористов, оружейников и других специалистов обучали в сформированных в ноябре 1938 года Объедененных школах младших авиационных специалистов Балтийского, Северного, Черноморского и Тихоокеанского флотов. Таким образом, подготовка личного состава авиации РККФ к началу войны была на высоком уровне и соответствовала современным требованиям.

На вооружении авиации РККФ были приняты бронебойные, фугасные бомбы различных калибров, торпеды для низкого и высотного торпедометания, авиационные мины, реактивные снаряды. Пулеметно-пушечное вооружение самолетов составляли системы принятые на вооружение ВВС РККА.

В целом авиация РККФ была готова выполнять предполагавшиеся боевые задачи. Направив все силы на создание максимально агрессивной армии и флота советское руководство даже не предполагало ведение оборонительной войны, не было даже планов обороны страны, вследствие чего авиация РККФ с первых минут войны попала в критическое положение, как и все вооруженные силы СССР. Но невзирая на крайне тяжелое положение морские летчики в силу своих возможностей поддерживали и прикрывали отступающие войска, к сожалению морская авиация сухопутного базирования с первых дней войны работала в интересах сухопутных войск и по наземным целям, поэтому корабли оставшись без воздушного прикрытия превращались в легкую добычу германской авиации.

См.: Военный и военно-технический потенциал СССР к началу Великой Отечественной войны

istoriirossii.ru