Особенности внутритаджикского вооруженного конфликта

Корни межтаджикского противостояния, как справедливо отмечается в докладе, подготовленном группой специалистов Института стран СНГ, уходят еще в досоветские времена. Известно, что Таджикистана как отдельного, единого национального государства таджиков никогда не существовало. Вместе с тем, таджикская культура была ведущей в Средней Азии, а таджикское духовенство - наиболее авторитетным в регионе (70).

Содержание материала

В целом, несмотря на то, что межтаджикский диалог продолжается, эксперты сомневаются в скором прекращении вооруженного конфликта в Таджикистане. Афганский опыт подсказывает, что многолетняя полупартизанская война в условиях раздробленной на кланы страны приобретает хроническую форму и затяжной характер.

Не следует, очевидно, переоценивать мерки западной демократии и надеяться, что переговорный процесс по рецептам ОБСЕ или концепции миротворчества ООН полностью применимы к уникальной таджикской ситуации. Необходимо учитывать как объективные, так и субъективные факторы, существующие в лом регионе.

Видимо было бы целесообразным сконцентрировать в правительстве РФ блок вопросов, касающихся так называемой "Южной дуги нестабильности" (границы СНГ от Таджикистана до Закавказья) в одних руках для выработки и проведения здесь скоординированной политики России. В любом случае для России как евразийской державы недопустимо нагнетание неоправданной исламофобии, ведущей к расколу российского населения по конфессиональному признаку и дальнейшему отдалению от Москвы мусульманских государств Кавказа и Центральной Азии. Нельзя допустить втягивания России в широкомасштабный конфликт на Востоке.

Поскольку до сих пор основное бремя материальных расходов и потерь на Памире несет Россия, необходимо перераспределить расходы на содержание Коллективных миротворческих сил между всеми заинтересованными сторонами (80).

Сноски

70.  Смолянский В.Г. Национальные конфликты в СССР и СНГ (1985-1992 гг.). - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН. - 1996. - 189 с.

71.  Современные войны. Гуманитарные проблемы. Доклад для Независимой комиссии по международным гуманитарные вопросам. -М.: Междунар. отношения. - 1988. - 245 с.

72.  Спорные границы на Кавказе. - М.: Издательство «Весь мир». - 1996.-227 с.

73.  Тиунов О.И. Международное гуманитарное право. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М - 1999. - 328 с.

74.  Тункпн Г.И. Право и сила в международной системе. - М.: Междунар. отношения. - 1983. - 195 с.

75.   Ушаков НА.   Невмешательство  во  внутренние дела  государств. - М.: Междунар. отношения. - 1971. - 168 с.

76.   Фельдман  Д.М.   Конфликты   в   мировой   политике.   -  М.: Международный университет бизнеса и управления «Братья Карич». -1997.-128 с.

77.  Федоров В.Н. ООН и проблемы войны и мира. - М.: Междунар. отношения. - 1988. - 263 с.

78.  Фуркало В.В. Международно-правовая защита гражданского населения  в  условиях   вооруженных   конфликтов.   -  Киев:   Наукова думка. - 1986. - 157 с.

79.  Хлестов ОН, Блищенко И.П. Красный Крест и международное гуманитарное право. - М.: Медицина. - 1977. - 104 с.

80.  Черниченко СВ. Международное право: современные теоретические проблемы. М.: Междунар. отношения. - 1993. - 296 с.

Егоров С.А. Вооруженные конфликты и международное право. М., 1999.