16 век. Русское государство

Земский собор и опричнина

Был ли указ об опричнине утвержден на земском соборе? Вопрос дискуссионный. Некоторые авторы отвечают на него утвердительно [Н. И. Костомаров (54), А. А. Зимин (55), С. О. Шмидт (56), Р. Г. Скрынников (57)]. Решает его отрицательно Н. И. Павленко (58). Думается, полемика в значительной мере основана на неясности исходных позиций: что такое собор? Имеются сложности и в датировке собора. Есть предположение, что он открылся еще до 3 декабря 1564 г. — дня отъезда Ивана Грозного в Александрову слободу (59). Но об этом в нашем распоряжении нет данных.

Князь Андрей Михайлович Курбский и его идеал государственного строя

Политическим противником и оппонентом Ивана IV был князь Андрей Михайлович Курбский. Его идеалом государственного строя является монархия, при которой царь правит вместе с думой («советом»). Этот орган Курбский называет «избранный совет нарочитых синклитов», или «избранная рада» 45. Курбский много внимания уделяет царским «советникам», противопоставляя добрых злым. С одной стороны, это — «избранные и преподобные мужи, правду... глаголющие не стыдяся», «мужи разумные и совершенные... благочестием и страхом божиим украшенные...   в   военных   н   в   земских   вещах   по   всему   искусные», «советницы... мудрые и мужественные...», «добрые и правду советующие».

Иван IV Грозный как идеолог неограниченной монархии

Сторонником и идеологом неограниченной монархии являлся Иван IV. Его политическим идеалом было патриархальное «православное истинное христьянское самодержство»28. Царю бог поручил «владеть» царством и его «строить», т. е. быть владыкой над подданными и направлять свою власть на государственное устройство29. Условием могущества страны является повиновение граждан возглавляющему ее правителю: «Аще убо царю не повинуются подовластныя, никогда же от междоусобный брани не престанут» 30.

Иван Пересветов

'Беседа Валаамских чудотворцев' и Иван Пересветов

Чувствуется известная идейная близость между «Беседой Валаамских чудотворцев» и сочинениями Ивана Пересветова. У последнего еще сильнее, чем в «Беседе», заострена тема «грозы» как метода царской политики.

‘Иное сказание’ и сословно-представительная монархия

Как известно, в некоторых списках «Беседы Валаамских чудотворцев» к ней приписан другой памятник под заглавием «Ино сказание тое ж Беседы». Автор «Иного сказания», как видно, знал текст «Беседы» и касался некоторых вопросов, в ней поднятых, однако решал их в ряде случаев иначе. В «Ином сказании» упоминается «вселенский совет», орган, близкий по назначению к «царскому совету», который фигурирует в «беседе». Но имеются существенные различия. «Царский совет» является светским по характеру, «вселенский совет» создается по «благословению» высшего духовенства.