Коперник снова в Италии. Падуя, Феррара (1501-1503)

Весной 1501 г. Копернику вместе с братом пришлось покинуть Рим и Италию и возвратиться на родину, где к тому времени оба уже числились канониками Вармийского капитула, с тем, чтобы похлопотать о продлении отпуска для продолжения учебы.

Весной 1501 г. Копернику вместе с братом пришлось покинуть Рим и Италию и возвратиться на родину, где к тому времени оба уже числились канониками Вармийского капитула, с тем, чтобы похлопотать о продлении отпуска для продолжения учебы.

Отпуск был продлен, и в том же году Николай возвращается в Италию, но на этот раз в Падую — для изучения медицины.

Падуя

Учение в Падуе под руководством виднейших медиков того времени не завершилось дипломом, хотя позже за Николаем закрепится слава весьма опытного   и искусного   врача, и здесь, видимо, много времени ушло на изучение предметов, не предусмотренных учебным планом.

Важнейшим было ознакомление из первых рук с учениями падуанских гуманистов, первым среди которых был знаменитый философ Пьетро Помпонацци, учивший о вечности мира и смертности   человеческой   души,   доказывавший, что вера в загробную жизнь необходима правителям и священникам для воздействия на своих подданных, воздействия, более сильного, чем наказания и награды.

Пьетро ПомпонацциПьетро Помпонацци (1462—1524).

Философы, по мнению Помпонацци, не нуждаются в таких сказках, его идеал — мыслитель, живущий в трагическом противоречии с окружающей средой и открывающий свое философское мировоззрение лишь для немногих мудрецов, способных понять слово истины.

И хотя в учении Пьетро Помпонацци слышен отзвук кризиса гуманизма, оно отражает условия жизни и деятельности, идеи которых так сильно возвышались над уровнем отживших свое, но освященных церковью канонических представлений. И не пришлось ли Копернику, решившемуся на опубликование своего революционного произведения лишь перед самой смертью, почти всю жизнь следовать идеям Помпонаццо?

Здесь же Коперник продолжал изучение древнегреческого языка, доведя его знание до совершенства. Состояние преподавания математических наук в Падуе было поставлено намного хуже, чем в Болонье и особенно в Кракове, но и здесь выделялись отдельные ученые, с которыми Коперник мог познакомиться.

Здесь с перерывами работал астроном Франческо Капуано ди Манфредония, известный как издатель «Теоретической астрономии» Георга Пейербаха и автор комментария к ней, написанного под сильным влиянием идей Войцеха Брудзевского.

Там же работал и известный философ, врач и астроном Джироламо Фракасторо (1483—1553), пытавшийся обновить систему Птолемея с помощью гомоцентрических сфер Евдокса Книдского. Позже, в 1536 г. Фракасторо издал в Венеции трактат «О движении небесных тел по принципам перипатетиков без эксцентров и эпициклов».

Феррара

С целью формально завершить церковно-правовое образование, полученное в Болонье, в мае 1503 г. Коперник направляется в Феррару, где 31 мая защищает диплом доктора канонического права.

Соответствующая запись в феррарских архивах была обнаружена только в конце XIX в., других сведений, подтверждавших тот факт, не сохранилось, но прозвище «доктор Николай» широко применялось по отношению к нему еще в годы его жизни.

Затем следует период жизни Коперника, о котором нам известно очень мало. Когда он возвратился из Италии в Польшу?

Белый Ю.А. Коперник, коперниканизм и развитие естествознания // Историко-астрономические исследования. Выпуск XII. – М.: Наука, 1975. С. 30-33.