Таким образом, вооруженный конфликт был урегулирован. Однако до сих пор не решен вопрос о статусе Приднестровья в составе Молдовы. Стороны на переговорах не могут договориться о распределении полномочий.
Представители молдавской стороны при определении особого правового статуса Приднестровья исходят из того, что Республика Молдова является единым, независимым суверенным государством.
По мнению приднестровской стороны, согласившейся решать свои проблемы в рамках единой, неделимой Молдовы, перспективными могли бы стать "ассоциированные отношения, предполагающие всевозможное сотрудничество". Установлению взаимного доверия могли бы способствовать "учет реалий, достижение обоюдных компромиссов и наличие международных гарантий" (64). В 1995 г. молдавский парламент предоставил гагаузам статус автономно-территориального образования (65).
Конфликту в Приднестровье присущи особенности, имеющие принципиальное значение для мирного урегулирования. Речь идет о том, что в Декларации о независимости, принятой молдавским парламентом 27 августа 1991 г., провозглашение Молдавской ССР в 1940 г. объявлено "незаконным", поскольку последняя была образована в основном на территории Бессарабии, отошедшей тогда от Румынии к Советскому Союзу. Декларация квалифицирует включение Бессарабии в состав СССР как акт агрессии и оккупации румынской территории. Исходя из этого Кишинев в начале 90-х гг. принял ряд мер по "румынизации" страны: объявление румынского языка государственным, принятие румынской государственной символики, введение румынских учебных программ и т.п.
В соответствии с современным международным правом, народ Молдовы, как и другие народы, волен сам избирать свой политический статус вплоть до присоединения к другому государству.
Однако в случае объединения Румынии и Молдовы, одно только изменение границ повлечет непредсказуемые последствия. В связи с этим представляются недостаточными предложения (содержащиеся, в частности, в докладе миссии ОБСЕ в Кишиневе) ограничиться "конституционными гарантиями", т.е. внесением определенных положений в Конститутцию Республики Молдова. В данном случае необходимы также и международные гарантии, оформленные в договорно-правовом виде Например, в договоре между ПМР и РМ можно было бы сделать запись о том, что ПМР, в случае изменения государственно-правового статуса Молдавии, имеет право самостоятельно определить свое будущее. Гарантами такого права приднестровцев могли бы выступить Россия, Румыния, представители европейских структур и стран СНГ. Естественно, возможны и другие варианты.