Шах-наме Фирдоуси и композиция резного панно
Если сопоставить отдельные поэтические отрывки «Шах-наме» с основными деталями композиции резного панно, то получим абсолютное их совпадение.
Фирдоуси в образе царя-дракона Заххака изобразил иноземного поработителя и показал свержение тирана в результате героической борьбы народа, восставшего по призыву кузнеца Кава. В «Шах-наме» — народном по своей сущности творении — описание этой борьбы проникнуто огромным сочувствием к восставшим труженикам-крестьянам и ремесленникам (Б. Г. Гафуров, 1972).
Действиями Фаридуна и Кава управлял, по поэме, мифический посланец небесных высот в образе Соруша — пери «с косой смоляною до пят». На панно это трехглавые человеко-птицы в верхнем ряду среднего поля.
Воины-музыканты. Квадратный зал. Живопись.
Такова основная сюжетная канва среднего поля панно. Что же касается его трехполосной рамы, то изображения сцен боя в кругах отражают конкретные эпизоды схваток восставшего народа с воинами Заххака. Первые (среднеазиатские народы) на резном панно изображены в шлемах, вторые (жители Аравии) — в чалмах. Это соответствует и происхождению героев эпоса.
Панно посвящено героическому эпосу, оно утверждает неизбежную победу сил добра, справедливого начала и мирного труда.
Объем данной статьи не позволяет нам подробно остановиться на всех вопросах, возникающих в связи с этой находкой.
Научное и художественное значение памятника, несомненно, велико. Это — не только шедевр искусства Уструшаны, но и новый источник, существенно расширяющий представления об уровне мастерства художников-резчиков и дающий возможность утверждать теснейшую сюжетную связь изобразительного искусства, фольклора и литературы.
Если раньше мы восхищались героическим эпосом, читая Фирдоуси, то теперь в связи с находкой резного панно мы имеем его ценнейшее материальное воплощение в монументальном искусстве, причем гораздо более раннего периода, чем время творения «Шах-наме».
На живописи древнего Пенджикента был выявлен эпический сюжет о подвигах Рустама, самоотверженно боровшегося за независимость своей родины, — «Рустамиада». Теперь на бунджикатском панно мы имеем «Фаридуниаду-Каваниаду». Так оба сюжета зафиксированы в искусстве среднеазиатских историко-культурных областей Согда и Уструшаны и датируются VII—VIII вв.
Надо полагать, что к нашей находке будут обращаться не только археологи, историки культуры, искусствоведы, но и фольклористы и литературоведы.
Отмеченными находками отнюдь не исчерпывается список обнаруженных памятников резьбы по дереву. Только при раскопках дворца в Бунджикате вынуто из завалов помещений и обрабатывается специалистами-реставраторами около 200 фрагментов резного дерева с растительным, геометрическим, зооморфным и антропоморфным мотивами. Комплексы обугленного резного дерева были найдены ранее в том же районе при раскопках соседних памятников — замков Калаи Кахкаха II, Чилхуджра и Уртакурган. Открыт новый центр восточного и мирового искусства резьбы по дереву.
Однако Уструшана славилась не только этим видом искусства. В Бунджикате и окрестных замках зафиксированы остатки монументальной настенной живописи светского, батального, культового и мифологического содержания. Особенно хороши по мастерству, содержанию и сохранности они оказались во дворце Бунджиката. На стенах парадных залов, комнат и кулуаров дворца сохранились десятки квадратных метров живописных сцен. Неисчислимое количество упавших со стен кусков штукатурки с остатками росписей вынуты из завалов помещений. В настоящее время они обрабатываются в Мастерской реставрации монументальной живописи Эрмитажа в Ленинграде и Реставрационно-технологической лаборатории Института истории им. А. Дониша.
Среди наиболее интересных по художественной ценности живописных сцен следует отметить изображения двух едущих на разъяренных львах многоруких богинь с символами солнца и луны в руках, трехглавого демона и трехглазого демона с человеческими черепами на голове, крылатых воинов-демонов, поединков воинов пеших, конных и в колесницах, воина-ветеринара, воинов-музыкантов, арфистки, шествия птиц и зверей и др.
Женское божество верхом на льве. Квадратный зал. Живопись. Рисунок В. М. Соколовского
Трехглазый демон. Квадратный зал. Живопись
Крылатый воин-демон. Квадратный зал. Рисунок В. М. Соколовского.