Реформы в Венгрии в 90-е годы XX века - с. 92

Политические преобразования

Процесс смены политической системы в Венгрии отличался от аналогичных про­цессов в других странах Центральной и Юго-Восточной Европы (ЦВЕ) в первую очередь благодаря благоприятной почве, подготовленной многолетними реформами в рамках прежнего строя. Социалистический строй в Венгрии после 1956 г. еще до начала системной трансформации отличался от режимов других стран ЦВЕ тем, что был наиболее склонным к экономическим, а в конце 80-х годов - и к политическим реформам.

Содержание материала

В этой связи начался новый этап консолидации банков, но теперь уже жестко связанный с их подготовкой к последующей приватизации. На этот раз влияние государственных средств проис­ходило в разовом порядке и распространялось только на крупные государственные банки, предназначенные для приватизации с участием иностранного капитала.

Таким образом, если консолидация 1992-1994 гг. привела как бы к ренационали­зации банков, ее продолжение в 1995-1997 гг. сопровождалось их ускоренной при­ватизацией.

В результате проведения реструктуризации объем "плохих" долгов в 1994-1997 гг. снизился более чем на 300 млрд. форинтов, их удельный вес в общей сумме долгов сократился с 13,2 % в 1993 г. до 1,2% в 1997 г., а всех проблемных кредитов соответ­ственно - с 29,5% до 8,8%. Укрепилось финансовое положение банков, средний по банковской системе коэффициент достаточности капитала значительно превысил предписанный законом о финансовых институтах 1991 г. уровень 8%, достигнув в 1995-1997 гг. около 18%. Количество банков сократилось всего на три, не было ни одного случая замораживания вкладов или отказа вернуть деньги вкладчикам. Таким образом, несмотря на серьезные издержки, проведенная реструктуризация, или, как говорят венгры, консолидация, спасла венгерскую банковскую систему от развала, привела к упорядочению банковских активов, предотвратила потерю вкладчиками своих вкладов, что могло бы вызвать серьезное социальное потрясение, утрату дове­рия к банкам, что имело место в России.

В то время как многие венгерские специалисты весьма критически относятся к опыту консолидации в Венгрии, считая, что она слишком дорого обошлась государ­ству, западные эксперты оценивают ее итоги как весьма положительные. Так, экспер­ты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) считают процесс реструктуризации в Венгрии вполне удавшимся, а сформировавшуюся в ее результате к 1997 г. банковскую систему страны самой здоровой и стабильной среди стран ре­гиона. Высоко оценивают стабильность венгерской банковской системы и эксперты комиссии ЕС, подготовившие аналитический материал в связи с заявлением Венгрии о приеме в ЕС14.

Происшедшие в 1993-1995 гг. изменения в структуре собственности, усиление уча­стия иностранного капитала в экономике страны обусловили необходимость дальней­шего развития законотворческой деятельности применительно к новым условиям. Изменения многих законов потребовало и вступление Венгрии в ОЭСР в марте 1996 г., в связи с чем она взяла на себя обязательство гармонизировать свое законо­дательство в валютно-финансовой области с правовыми нормами в других странах ОЭСР. Соответствующих изменений требует и перспектива принятия Венгрии в ЕС. В конце 1996 г. в Венгрии был принят пакет новых законов о деятельности банков­ской сферы — "О кредитных институтах и финансовом предпринимательстве", "О введении в обращение ценных бумаг, инвестиционных услуг и фондовой бирже" и "О государственном надзорном ведомстве за рынком финансов и капитала"15.

Среди новых правовых положений - снятие каких-либо ограничений на участие иностранной собственности в банковском деле страны, обязательное страхование вкладов, недопущение их замораживания.

С 1 января 1996 г. вступил в силу новый закон о валюте, разработка и принятие которого было одним из условий приема Венгрии в ОЭСР. Этот закон создал возможность для признания форинта конвертируемой валютой и стал шагом на пути провозглашения полной конвертируемости форинта. Стоит отметить, что при высо­кой степени либерализации в Венгрии валютного хозяйствования, до 1995 г. пред­приятия полностью сдавали в банк свою валютную выручку, беспрепятственно получая оттуда валюту под соответствующие документы для оплаты импорта; до 1998 г. предприятиям было запрещено открывать счета за рубежом.

---

14 "Figyel?" 1997 jul. 10, 19 old: Eur?pai Uni? a Vil?gyazdas?g havi melleklete 1997. j?l. 30.
15 Magyar K?zl?ny 1996/109 sz?m. 6105-6114. old; 6220. old.

92

Благодаря этим мерам, жесткому таможенному контролю и благоприятному инвестиционному климату внутри страны в Венгрии никогда не было проблемы утечки капитала за рубеж, напротив, приток прямых иностранных инвестиций в страну за 1990-1999 гг. составил более 20 млрд. долл.

Итак, за 10 лет по существу произошла коренная перестройка социально-эко­номической и политической системы страны, что позволило премьер-министру пре­дыдущего правительства В. Орбану заявить, что к 1999 г. трансформация в Венгрии завершена16. Значение этих преобразований высоко оценивают и иностранные специалисты. Так Т.У. Донахью, президент Торговой палаты США, во время своего визита в Венгрию сказал: "Многие за границей оценивают как чудо, что в Венгрии всего лишь за десять лет удалось преобразовать управляемую социалистическую экономику в рыночное хозяйство"17.

При всем значении необратимых и позитивных перемен в социально-эко­номическом развитии этой страны, признавая также, что в области рыночных реформ Венгрия продвинулась дальше других государств региона ЦВЕ, думается все же, что венгерский процесс трансформации завершен пока не полностью. Стране предстоит еще решение ряда серьезных задач по превращению ее народного хозяйства в эко­номику развитой современной страны с рыночным хозяйством.