Ощутимый рост цен в 1991-1993 гг. был связан с сокращением дотаций к розничным ценам, переходом в торговле со странами восточного блока с расчетов в переводных рублях на расчеты в долларах,-ростом цен на отопление и бытовую энергию, который существенно опережал общий рост цен ввиду зависимости страны от импорта энергоносителей на 89%. Всплеск инфляции в 1995 г. - результат значительной одноразовой девальвации форинта5.
При таких темпах инфляции в стране не было необходимости в шоковых методах ее преодоления, как это было, например, в Польше, где в 1990 г. норма инфляции составила 586%. Не было нужды проводить здесь также денежную реформу или деноминацию форинта.
Факторами сохранения управляемости инфляции в Венгрии в начале перехода к рыночной экономике стали: ранее достигнутая высокая насыщенность потребительского рынка, обеспечение сбалансированности платежеспособного спроса и товарного покрытия; постепенная либерализация цен при сохранении определенной регулирующей роли государства: с начал реформы доля либерализованных цен поднялась с 23% в 1968 г. до 55% в 1986 г., 80% - в 1989 г. и 92% в 1992 г.6 ; борьба с монополизмом на рынке путем внедрения серьезных санкций в отношении производителей, пытавшихся использовать свое монопольное положение на рынке для навязывания покупателю монопольно высоких цен, а также быстрой либерализации импорта (уже в 1990 г. 90% его объема); антиинфляционная направленность программы стабилизации в целом.
Государство в Венгрии неизменно уделяло большое внимание анализу причин инфляции и выработке на этой основе средств по ее сдерживанию. Антиинфляционная политика включала в себя как инструменты косвенного воздействия, прежде всего средства монетарной политики (политика процентных ставок и валютного курса), так и административное централизованное установление цен на группу товаров с регулируемыми ценами.
Хотя экономика Венгрии считается наиболее либерализованной среди стран ЦВЕ, в ней до последнего времени не допускалось введение свободно плавающего валютного курса. В 1990-1994 гг. в Венгрии устанавливался фиксированный валютный курс с пределами колебаний (валютный коридор), установленный Венгерским национальным банком. У политики валютного курса, проводимой государством, имеются две основные задачи - поддержание стабильности национальной валюты и обеспечение интересов отечественных экспортеров, не заинтересованных в завышении курса форинта. Поэтому, когда в 1994-1995 гг. курс форинта оказался завышенным, при том, что очень значительно вырос дефицит внешнеторгового баланса, в марте 1995 г. в рамках пакета стабилизационных мер, носивших название "пакета Бокроша", было принято решение о разовой девальвации форинта на 9% и одновременном введении скользящего курса форинта с заранее объявляемой ежемесячной нормой девальвации: до середины 1995 г. - 1,9% в месяц, во втором полугодии 1995 г. - 1,3%, в 1996 г. - 1,2-1,1%, в 1997 г. - 1,0-0,9%, в 1998 г. - 0,7%, в 1999 г. в январе - 0,6%, затем - 0,4%, с октября 1999 г. - 0,4%, в начале 2000 г. - 0,3%, с апреля 2001 г. - до 0,2%7. С 1 октября 2001 г. эта мера была вообще отменена. В результате норма инфляции сначала подскочила, а потом стала снижаться.
С 1997 г. все чаще стали говорить о том, что если в первые годы скользящая девальвация способствовала затуханию инфляции, то затем как бы стала стабилизировать ее. Однако правительство и руководство Венгерского национального банка (ВНБ) еще в 1998 г. заявляли, что пока среднегодовые темпы инфляции не упадут ниже 4-5%, следует продолжать политику постепенной девальвации, при которой курс доллара постоянно снижается по отношению к форинту. Председатель ВНБ Д. Шурани, возражая в 1998 г. тем экономистам, которые считали, что монетарная
---
5 Vil?ggazdas?g, 1997, m?ra 26; Napi gazdas?g, 1998, dec, 30; N?pszabads?g, 1999, oki., 8.
6 Опыт управления социалистической экономикой в Венгрии. М., 1989, с. 136; Statisztikai dvk?nvy 1995.
7 N?pszabads?g, 1999, okt., 8; 2000, jun., 30; 2001, aug., 22.
88
политика ВНБ излишне консервативна в отношении инфляции, подчеркивал, что результаты антиинфляционной политики Венгрии в 1995-1998 гг. доказали правильность выбранного пути (в Венгрии с лета 1995 г. темпы инфляции уменьшались на 4,4% в год, тогда как в других странах, где норма инфляции около 30%, например, в Чили, Ирландии, Испании, падение составляло 3-3,5%). Поэтому тогда же он подчеркнул, что Центробанк не видит в конце 1998 г. причин для изменения курсовой политики. "Правы те экономисты, - сказал Д. Шурани, - которые думают, что нельзя считать хорошей саму по себе ни систему свободно плавающего, ни систему фиксированного курса. Все зависит от конкретных условий"8.
Важным инструментом влияния государства на формирование цен в Венгрии является централизованное установление цен на определенные группы товаров. Если средства монетарной политики оказывают влияние на формирование цен через спрос, то через государственные цены государство оказывает прямое воздействие на формирование индекса потребительских цен. В декабре 1999 г. доля товаров и услуг с регулируемыми ценами составляла 17,7%, в 2000 г. - 17,99%9. К товарам с регулируемыми ценами относятся бытовая энергия (электроэнергия, газ) и лекарства, к услугам - тарифы на общественный транспорт и коммунальные услуги.
Другой важной особенностью государственного регулирования в области цен является контроль за формированием цен фирм, обладающих монопольным положением на рынке. Задачей Ведомства по конкуренции, созданного в 1991 г.. является не допустить злоупотребления таким положением. Важной стороной деятельности этого Ведомства является отслеживание картельных соглашений, ограничивающих конкуренцию, а также контроль за концентрацией производства.
Успехи в борьбе с инфляцией являются важнейшей составляющей успехов стабилизации венгерской экономики в целом, видимыми результатами которой стали -переход к политике роста, улучшение внутри- и внешнеэкономической сбалансированности, существенное сокращение в 1995-1997 гг. внешней задолженности страны и государственного долга в целом.